Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова

Международный Университет Кыргызстана
Институт дистанционного образования

Р е ф е р а т
на тему:
«Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова».

Выполнил:Шиленко В.Ю.
Гр. В.Ш.Э.и Б. М.и П. 1-курс.

Руководитель: Намазова.A.H.

Бишкек 2000

План.

. Введение.

1. Путь к творчеству.

2. Творчество художника Чокморова.

3. Сулейменкул Чокморов — артист кино.

. Заключение.

. Литература.

Введение.
В конце шестидесятых годов кыргызское киноискусство достигло
всемирной известности:тогда мировая печать заговорила о «чуде
кыргызского кино». Именно в эти годы начал свою кинодеятельность
Суйменкул Чокморов. Если Ч.Айтматов, Б.Шамшиев, Т.Океев своими
произведениями, кинофильмами познакомили мир с кыргызским народом,
то посредством образов, созданных С. Чокморовым, зарубежный
зритель получил яркое представление о кыргызском народе,о его
национальном мировидении. Он стал живым воплощением всего самого
лучшего, самого привлекательного в национальном характере
кыргызов.
Уже в первых работах С. Чокморова проявились главные качества
дара, данного ему Богом.Успех С. Чокморова в создании образов
обусловлен прежде всего знанием жизни своего народа,его обычаев и
нравов, глубоким проникновением в суть национального характера,
ощущением единства, слитности с родной землёй. К этому следует
добавить и упорство Чокморова в достижении поставленной цели,
несокрушимое мужество, удивительное терпение и стойкость.

1. Путь к творчеству.

Суйменкул Чокморов родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш
Аламединского района Чуйской области.
Он принадлежал поколению людей, детство которых пришлось на
суровые годы войны. Здесь в маленьком аиле, у подножия гор, берут
начало истоки его жизни и творчества.
Суйменкул рано рано познал науку преодоления самого себя. Он
рос болезненным мальчиком и не мирился с этим, преодолевая свою
слабость физическими нагрузками, сознательно развивал в себе
ловкость и силу, упорно тренируя тело. В одно время у него даже
отнимались ноги, но он не только победил и этот недуг, стал
первоклассным спортсменом, завоевал звание мастера спорта.
В одиночку в те годы было трудно выжить . Вообще, жизнь в
одиночестве чужда кыргызскому селу. Здесь нет пресловутой «хаты с
краю». Здесь особый уклад быта, исчерпывающиеся формулой «не чужие-
соседи». Взаимопомощь, готовность поделиться последним, доверие —
всё это помогло преодолеть сельчанам трудности военных лет.
Этот мир доброты, тепла и уважения, в котором горе и радость не
бывают чужими; мир, в котором приход гостя также естественен и
желателен, как восход солнца, и где умение и знание одного
становились достоянием всех, этот мир, запечатлившийся в сознании
мальчика, звучит в памяти художника как образ человеческой
гармонии, став для Чокморова тем вечным источником, к которому он
неизменно припадает всю свою жизнь.
Первым учителем рисования был старший брат Намырбек. По болезни
Суйменкул пропустил учебный год и жил у брата во Фрунзе.
Результаты нехитрых уроков брата оказались неожиданными —
рисование стало любимым занятием Суйменкула и, вернувшись в школу
он быстро приобрёл славу лучшего школьного художника.
Азы художественного образования сельский юноша получил во
Фрунзенском художественном училище, а после его окончания закрепил
их в Ленинградском художественном институте имени И.В.Репина.
Учителем Чокморова был народный художник СССР Е.Е.Моисеенко,
известный советский баталист, автор многих прославленных картин,
посвященных гражданской войне.
Были и другие учителя. Для поколения, к которому принадлежит
Чокморов, таким учителем был С.А.Чуйков, народный художник СССР,
основатель киргизского изобразительного искусства.
Со студенческой скамьи более всего Суйменкул Чокморов тяготеет
к старинным полотнам мастеров ренессанса. Он любит, выделяет для
себя в ряду истории мирового искусства работы Джорджоне, Леонардо
да Винчи, Тициана, Рембрандта.
После успешного окончания института Чокморов преподаёт, а затем
руководит в родном художественном училище. В эти годы он работает
в различных жанрах живописи, но особый интерес испытывает к
портрету, в котором видит возможность передать движение
человеческой души. Он умел выбирать, находить и воплощать
незаурядные черты человеческого характера, отдавая предпочтение
значительной, сильной, духовно богатой личности. И не случайно,
что среди наиболее значительных произведений его многогранной и
многообразной живописи, вышедшие из под кисти художника, явился
портрет великого манасчи Саякбая Каралаева, который несомненно,
займёт своё достойное место в Золотом фонде кыргызского
изобразительного искусства.

2. Творчество художника Чокморова.

В ранних живописных работах Чокморов отдаёт все свои симпатии
сельской теме. В непритязательных, порою ещё ученических работах
художник сумел передать чувство непосредственного, живого
восприятия окружающего его и близкого ему мира.
Ему не нужно было «вживаться в образ», он хорошо знал жизнь
села. Быт кыргызского села в его ранних картинах весом, может быть
несколько грубоват, но всегда правдив.
В пейзажах и бытовых сценах(«Деревенский пейзаж» 1954г; «Утро в
деревне» 1958г; «Село Чон-Таш» 1958г) он не торопится
продемонстрировать обновление деревни. Ему дороги реалии старого
быта-коромысла, заборчики, сараи и прочие обычные детали в его
ранних сюжетах. Это мир его детства.
Первыми пробами в жанре портрета стали небольшие по формату
портреты детей и подростков села Чон-Таш («Нурсеид» 1955;
«Бурулча» 1956; портреты смеющихся девочки и мальчика, 1957; и
другие). Чабаны, конюхи, рабочие совхоза — целый цикл портретов
своих односельчан создал Чокморов в период работы над дипломом.
Дипломная работа «Вечер после работы» была задумана им как
групповая сельская сцена.
Чокморов написал немало портретов зарубежных деятелей культуры.
В собрании Чокморова сохранился один из вариантов портрета Моники
Витти, известной итальянской киноактриссы В Японии Чокморов пишет
серию портретов актёров театра Кабуки. Воспроизводя артистов в
гриме, костюмах, в обстановке декораций.
Чокморов многое черпает из сокровищницы народной художественной
культуры, пытаясь органично соотнести строй мышления современного
человека с эстетическими нормами и идеалами эпоса.
Деятельность Чокморова как художника многое дает ему как
артисту кино. Но связь эта обратная — работа в кино обогащает его
живопись, стимулирует её. Это обусловлено в первую очередь
особенностями кинематографического процесса: кинематографист-
путешествующая профессия, дающая возможность знакомства с новыми
местами, людьми.
Молодой артист с впечатлительностью художника не мог остаться
равнодушным и не приобщиться к этому

взгляду на мир, который называется кинематографическим видением
мира.

3. Суйменкул Чокморов — артист кино.

Неисповедима судьба Творца — именно через личность великого
сказителя, благодаря творческому соприкосновению с ним художник
Суйменкул Чокморов находит свой путь в кыргызском и мировом кино,
который станет затем звёздным путем С.Чокморова — артиста.
Уже в первых работах С.Чокморова проявились главные качества
дара, данного ему свыше. С появлением на экранах фильма Б.Шамшиева
«Выстрел на перевале Караш» 1969г снятого по одноименной повести
М.Ауэзова, стало ясно, что в киноискусство пришел своеобразный
актер, обладающий большим творческим потенциалом. Несмотря на то,
что художник Чокморов не пробовал раньше сниматься в кино, он
сыграл роль Бахтыгула с мастерством опытного актера: перед
зрителем предстал образ мужественного человека, готового в борьбе
со злом пожертвовать собой. Поразительная способность актера в
выражении лица, во взгляде передать тончайшие движения души своего
героя.
Следующей значительной ролью молодого актера стал образ
Ахангула в фильме «Лютый» 1973г. Она раскрыла новую грань
актерского дарования С. Чокморова. Именно благодаря этим картинам
, а также основным ролям в фильмах: «Чрезвычайный комиссар», «Алые
маки Иссык-куля», «Седьмая пуля», «Поклонись огню»,»Улан», «Дерсу
Узала» и другим, он приобрел широкую известность в ряду выдающихся
актеров отечественного и мирового кино. Он-единственный среди
своих коллег в бывшем СССР, кто был четырежды удостоен диплома на
фестивалях за лучшую роль.
Суйменкул Чокморов участвовал в четырех фильмах, созданных по
произведениям Чингиза Айтматова «Джамиля», «Я-Тянь Шань»
(Мосфильм), «Красное яблоко» (Киргизфильм), » Ранние
журавли»(Ленфильм и Киргизфильм). Проза Ч.Айтматова привнесла в
артистическую палитру Чокморова новую для него тему-тему
лирического героя.
Как популярному киноартисту Чокморову выпала честь представлять
советское киноискусство во многих зарубежных странах-в Европе,
Азии, Африке, Японии.
За выдающиеся творческие заслуги С.Чокморову была присуждена
Государственная премия имени Токтогула, премия ВЛКСМ. Первым из
плеяды своих собратьев — кинодеятелей Кыргызстана он
удостаивается почетного звания «Народный артист СССР». Он также
является: «Народным художником республики Кыргызстан». В ноябре
1991года Чокморов был удостоен международной премии клуба
Ч.Айтматова в области литературы, искусства и культуры. Художник и
актер был награжден за огромный вклад в дело развития кыргызского
изобразительного искусства и киноискусства, высокопрофессиональное
исполнение ролей в фильмах, снятых по произведениям Ч.Айтматова.
Последние звания были не просто государственной наградой, а
глубоким символом и всеобщим, поистине всенародным признанием
одухотворенного таланта выдающегося незабвенного творца.
Глубокой ночью 26 сентября 1992 года остановилось сердце
человека, которое вмещало в себя всю безграничную радость и
непомерную боль своего народа, надежду, веру, горе и думы
кыргызов, которые он с такой душевной щедростью выразил в своем
творчестве — отныне уже в неувядаемом наследии.
. Заключение.

В расцвете лет и таланта ушел из жизни гордость кыргызского
народа, народный любимец, человек высокой души и помыслов,
выдающийся художник и актер Суйменкул Чокморов.
Многие годы он совмещал титаническую творческую деятельность с
общественным делом на поприще народного депутата республики. До
последнего своего вздоха он был предан своему таланту и призванию,
не не выпускал из руки кисть даже на больничной койке, куда на
долгие годы стремилась приковать его болезнь. Он вновь и вновь
возрождался, как птица Феникс, и несомненно, что этот неугасимый
огонь его мужественного сердца станет вечным в его творениях.
Творчество возрождало его к жизни, благословляло его. Он щедро
бросал горстями в наши души зёрна мудрости и терпения.
Тяжелую утрату понесла наша республика и вся многонациональная
культура стран содружества. Он был поистине одним из ее ярких и
деятельных личностей. Он был самым известным, самым популярным в
республике киноактером, Самым любимым.

. Литература.

. В.И. Фуртичев.
Суйменкул Чокморов. Фрунзе,1981г.

. Э. Лындина.
Суйменкул Чокморов. Москва,1985г.

. А. Секимов.
«Жизнь в искусстве» / Экран, 1992г. № 2 с
6.

. Суйменкул Чокморов / Никролог /
/ Эхо Оша, 1992г. 1 октября.

Добавить комментарий