Александр Николаевич Островский
( 1823-1886)
Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве: в
Замоскворечье, — в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего
драматурга, образованный и умелый судебный чиновник , а затем — известный в
московских коммерческих кругах стряпчий (адвокат), нажил изрядный достаток;
поднимаясь по служебной лестнице , получил права потомственного дворянина,
стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической
части .
Александр Островский получил неплохое домашнее образование — с
детства пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками,
хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он успешно окончил гимназию и
в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета. Но
карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе
искусство. Он старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и
спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал
писать стихи и рассказы.
Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет
по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург
насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в
судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем.
Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались , ели , пили
и веселились не так, как люди просвещенных сословий. Даже общая
православная вера не до конца объединяла их с образованными. В русской
земле словно существовало два разных, мало связанных , мало понятных друг
для друга мира. Но в середине 19 века границы этих миров начали постепенно
разрушаться. Образованные люди стали искать способы преодолеть разрыв,
восстановить не столько государственное — оно-то было ! — сколько духовного
и культурное единство русского народа. А простые, верные старинному укладу
люди с развитием деловой жизни все чаще вынуждены сталкиваться с
современным им государством. Приходилось обращаться в суды для разрешения
имущественных и наследственных споров , в разных учреждений получать
разрешения на промысел и торговлю. Чиновники их обманывали, запугивали и
обирали. Поэтому самые сметливые стали учить своих детей, начали
приспосабливаться к «европеизированной» жизни. Но на первых порах часто
принимали за образованность лишь различные внешние стороны высший сословий.
Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования,
которые властно предъявляет им современная жизнь, — вот основа комедийных
конфликтов молодого Островского, да еще таких , где смешное переплетено с
грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для
бедных: зависимых и угнетенных.
Его всероссийская известность началась со второй комедии — «Свои люди
сочтемся !» (или «Банкрот» 1849 г.) Пьеса имела огромный успех у читателей
после публикации в журнале «Московитянин». Однако постановка ее были
запрещена по указанию самого царя Николая 1 . Цензурный запрет продержался
одиннадцать лет.
Уже в комедии «Свои люди — сочтемся!» проявились основные черты
драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать
важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только
главных , но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная,
живая народная речь. И у каждой из них — не простой, заставляющий
задуматься конец.
После того: как в комедии «Свои люди — сочтемся!» была создана столь
безотрадная картина, Островскому захотелось показать героев положительных,
способных противостоять безнравственности и жестокости современных
отношений. Он опасался поселить в своих зрелищах чувство безнадежности.
Именно такие, взывающие сочувствия герои и появляются в комедии «Не свои
сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского которая пошла на сцене )
и «Бедность не порок» (1954).
В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки
до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его
творчество. Отразились они и в «Грозе» (1959) одной из самых знаменитых его
пьес. Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове.
Островский показал в пьесе не только внешние обстоятельства трагедии:
суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное
формальное отношение калиновцев к вере; не только властную грубость богатых
купцов, нищету и суеверие жителей. Главное в пьесе — внутренняя жизнь
героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. Драма
Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой
исторической эпохи.
В 60 г.г. в творчестве островского появляется и герой дворянин. Но
такой, который занят не правдоискательством, а успешной карьерой. Например
в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» — целая галерея дворянских
типов, по-разному переживающих отмену крепостного права. Главные герои
«Леса» — двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица,
проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер.
В последних произведениях Островского в центре событий все чаще
оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных
достоинствах деятельного героя, «делового человека», интересы и жизненные
силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный
успех. В конце своего творческого пути он написал драму «Богатые невесты»ю
Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе: как тогда выражались, «
девушки на выданье» — «Бесприданница» (1878 г)
В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода
художественный памятник отечественному театру. В 1972 г. он написал
стихотворную комедию «Комик 17 столетия»о рождении первого русского театра.
Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре —
«Таланты и поклонники» (1981) и «Без вины виноватые» (1983). Здесь он
показал как заманчива и трудна жизнь актеров .
Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал
целый репертуар — около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих
пор остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом
героев его пьес.
Умер Островский в 1886 году в своем любимом заволжском имении
Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких
извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих
сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало
затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать
коренную русскую речь.