Поэзия Марины Ивановны Цветаевой

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа 120
Индустриального района Алтайского края

Поэзия
Марины Ивановны Цветаевой.

(реферат)

Работу выполнил:
ученик 11 В класса
Овсянников Максим
Проверил:
Килин Н. Е.

г. Барнаул 2002
Содержание:
1. Введение………………………………………………..3
2. Биография………………………………………………4
3. Особенности творчества поэта………………………..8
4. Анализ стихотворения……………………………….10
5. Использованная литература…………………………11

2

Биография.
Марина родилась 26 сентября 1892 года, в полночь с субботы на
воскресенье, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в
тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем
на городскую усадьбу фамусовских времён.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(«Красною кистью…»)

Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим «знакам
судьбы». Полночь, листопад, суббота — она прочитала этот гороскоп легко
и отчётливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая
и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы,
тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозив-
шей зимой забвения.

Марина Ивановна Цветаева по происхождению, семейным связям,
воспитанию принадлежала к трудовой научно-художественной интел-
лигенции. Родители были высокообразованными, начитанными людьми,
бегло говорили на французском, немецком и итальянском. Отец Марины —
известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета,
директор Румянцевского Музея и основатель музея изящных искусств.
Мать — из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно
одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна. Атмосфера профессорской
семьи, искусства, высокой культуры, учение в частных пансионах и гимназиях,
слушание в Сорбонне курса истории старофранцузской литературы. Всё это,
несомненно, сказалось на формировании личности
и характера Цветаевой. И если влияние отца, Ивана Владимировича,
до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария
Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой
4
своей ранней смерти (в 1906 году) и, по словам дочери, успела оказать
на неё «главенствующее влияние»: «После такой матери мне осталось
только одно: стать поэтом».

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и
по-французски и по-немецки). Конечно, в годы после смерти матери она
обратилась к поэзии за утешением. Её первый опубликованный сборник,
«Вечерний альбом», появился осенью 1910 года. Гимназисткой седьмого
класса, никому ничего не сказав, она просто «снесла стихи в типографию»,
выбрала обложку для книги и заплатила деньги. Когда она была напечатана,
юная поэтесса свезла все 500 экземпляров в магазин и «успокоилась».
Сборник не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда
прилавки книжных магазинов. Его заметили и одобрили такие влиятельные
и взыскательные критики, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай
Гумилёв. Были и другие сочувственные отзывы. «Несомненно талантливая
Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при
той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё
дарование на не нужные, хотя бы и изящ-
ные, безделушки».
Стихи «Вечернего альбома» (написанные между 1908 и 1910 годами)
не равны по своим достоинствам. Большинство из них романтизируют детство
Цветаевой и оплакивают его потерю.
За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник
Цветаевой «Волшебный фонарь» под маркой издательства «Оле-Лукойе»,
домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой,
за которого она в 1912 году вышла замуж.

Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и
к русской речи. Цветаева очень сильно любила свой город, в котором
родилась, Москве она посветила много стихов:

Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы-
Неоспоримо первенство Москвы.

5
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!

Литературная деятельность Цветаевой в том, что многие из своих
стихов она посвящает поэтам- современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому.

…Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами- то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова — и сердце своё в придачу.

3 июля 1916 (Ахматовой).

А также Блоку:
Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мертвому — дроги.
Каждому — свое.
Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое.

Марина писала не только стихи, но и прозу. Её проза тесно связана с
поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание,
ритмика частей. Одна из её прозаических работ посвящена Пушкину.
Марина пишет, как она впервые познакомилась с Александром Сергеевичем и что
о нем узнала сначала. Пушкин был её первым поэтом,
он «заразил» Цветаеву словом «любовь». Ему она также посвятила множество
стихов.

Бич жандармов, Бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного? — он.

6

Когда 1917 году совершилась Октябрьская революция, правительство стало
единственным владельцем и распределителем товаров, введя в употребление
продовольственные карточки, мобилизовав всех на защиту
революции. Только рабочие или известные интеллигенты и художники
имели право на них. Интеллигенты же, подобные Цветаевой, часто ходили
без пищи и тепла, продавая книги и меняя вещи на еду и дрова.
Марине не к кому было обратиться за поддержкой. Младшая сестра
Аля осталась на юге; её сводные брат и сестра Андрей и Валерия жили в
Москве, но она совершенно потеряла с ними связь. Самым мучительным
было отсутствие известий от Эфрона,(он был белым офицером). Абсолютно
одна Цветаева должна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой.
Она изрубила мебель, чтобы отапливать комнаты, продала все, что только
могла, принимала еду и одежду от друзей и соседей.
В феврале 1920 года умерла отданная в приют младшая дочь Цветаевой
Ирина.
После её смерти Марина добилась получения продовольственных
карточек для себя и Али (её старшая дочь), что дало ей возможность
посвятить больше времени творчеству. В неистовстве она писала множество
стихов, хотя опубликованы были лишь некоторые. Позже она
сгруппировала их в два сборника «Версты I» и «Версты II». Навеянные
предчувствием поражения белых, они оплакивают обе армии: Белую и
Красную.

В литературном отношении Цветаева по- прежнему держалась особняком. В
мае 1922 года Цветаева с Алей уезжает за границу к мужу.
За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре
1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.
Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.
В 1939 году Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и
возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию «желанным и
жданным гостем». Но так не получилось. Личные её обстоятельства сложились
плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям.
Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут
грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в
Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то её и настигло одиночество, о котором
она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная,
потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покон-
чила жизнь самоубийством. Могила её затерялась. Долго пришлось ожидать
исполнения юношеского пророчества, что её стихам, «как драгоценным
винам, настанет свой черед».
7
Особенности творчества поэта.
Самое несомненное в зрелом творчестве Марины Цветаевой — её неугасимая
ненависть к «бархатной сытости» и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве
поэтессы все более крепнут сатирические ноты. В то же время
в Цветаевой все более растёт и укрепляется живой интерес к тому, что
происходит на покинутой Родине. «Родина не есть условность территории,
а принадлежность памяти и крови, — писала она. — Не быть в России, забыть
Россию — может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она
Внутри — тот теряет её лишь вместе с жизнью.
Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела
звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева
написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптан-
ной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине
плач «гнева и любви», Марина теряла уже надежду — спасительную веру в
жизнь. Эти стихи её — как крик живой, но истерзанной души:

О, чёрная гора,
Затягившая весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь — быть
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить
С волками площадей.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой.
Дальше осталось просто человеческое существование. И того — в обрез.
Марину Цветаеву — поэта — не спутаешь ни с кем другим. Её
стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, не общей
интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская
хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористи — ческой
чёткости и завершённости. Подкупала также конкретность этой
лирики.
Марина Цветаева — большой поэт, и вклад её в культуру русского
стиха ХХ века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо.
Среди созданного ею, кроме лирики — 17 поэм, 8 стихотворных драм, авто —
Биографическая, мемуарная, историка — литературная проза.
Марину Ивановну не впишешь в рамки литературного течения,
границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудно —
охватимо и всегда стоит особняком.
«Цветаева — звезда первой величины. Кощунство кощунств отно —
8
ситься к звезде как к источнику света, энергии или источнику полезных
ископаемых. Звёзды — это всколыхающая духовный мир человека тревога,
импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам
непостижима…» — так отозвался о творчестве Цветаевой поэт Латвии
О. Вициетис. Время увидело Марину Цветаеву, признало её нужной и
позвало. Она пришла уверенно, её позвал её час, её настоящий час. Теперь
видно — в чём и насколько она была впереди.

9
Анализ стихотворения.

В стихотворении «Молитва», написанном в день семнадцатилетия
Марины, 26 сентября 1909 года, из этого же альбома («Вечерний альбом»)
уже глухо звучит нота трагизма, в целом не характерная для данного
сборника детски простодушных и наивно-светлых стихов.

Христос и бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал слишком много!
Я жажду сразу всех дорог!

Люблю и крест, и шёлк, и краски,
Моя душа мгновенный след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет!

Стихи Марины Цветаевой были очень незрелы, но подкупали
талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом
сошлись все рецензенты. Брюсов писал, что «стихи Марины Цветаевой…
всегда отправляют от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь
действительно пережитого». Критик особенно похвалил Цветаеву за то, что она
безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты
жизни», предостерегая её, впрочем, от опасности впасть в домаш-ность» и
разменять свои темы на «малые пустяки»: «Несомненно, талантливая Марина
Цветаева может дать нам настоящую поэзию интим — ной жизни и может, при той
лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё
дарование на ненужные, хотя бы и изящные, безделушки».

10

————————
[pic]

[pic]

Добавить комментарий