…Мне не стало хватать его… (о творчестве В.С. Высоцкого)

Реферат на тему:
“…Мне не стало хватать его…”
(о творчестве В.С.Высоцкого)

Студента 16 группы ММУ №24
Соловьева Андрея
Преподаватель: Клейменова Е. А.
1996 год

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
(25/I/1938 — 25/VII/1980)

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою…

В. Высоцкий

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
(25/I/1938 — 25/VII/1980)

Почему все не так? Вроде — все как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только — он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
в наших спорах баз сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал —
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое…
Для меня — будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить!» — а в ответ — тишина…
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих…
Все теперь — одному. Только кажется мне —
Это я не вернулся из боя.
(1969)

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье
военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной
Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они
возвращаются в Москву.
В 1955 году В.Высоцкий оканчивает среднюю школу и поступает в Московский
инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, из которого уходит, не
проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени
В.И.Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается у
Б.И.Массальского и А.М.Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает
в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев — в
Московском театре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в кино. В 1960-
1961 годах появляются его первые песни.
В 1964 году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на
Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая
пластинка В.Высоцкого с песнями из кинофильма «Вертикаль», а в 1973-1976
годах еще четыре авторских диска, записанных во Франции.
Наверное, у каждого человека, знакомство с песенным творчеством Владимира
Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся
больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.
«Свой Высоцкий» есть и у меня.
Был такой вроде бы неплохой фильм — «Вертикаль». Был и прошел. А песни,
написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Были еще фильмы,
были спектакли, которые «озвучивал» Высоцкий, и очень часто песни,
созданные им, оказались как бы на несколько размеров больше самого фильма
или спектакля. Каждый раз у этих песен начиналась своя (и очень
интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран и
сцену.
И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные
Владимиром Высоцким о войне … На мой взгляд, песня «Он не вернулся из
боя» — одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной
и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт,
человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне,
все-таки пишет о ней, более того — не может не писать? Песни Высоцкого о
войне — это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови —
сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и
собственную жизнь, и Родину — не подведут.
У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожу на роли. Роли из
никем не поставленных и — более того — никем еще не написанных пьес. Пьесы
с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть
не сегодня, так завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать завтра
Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И
потому сочинял их сам, сам бал режиссером и исполнителем.
Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей —
смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он
влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы,
демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал,
увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал,
одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так
убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он
изображал в своих песнях. Путали и — восторгались. Путали и — недоумевали.
А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова
выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои — всегда неожиданные,
разноплановые, злободневные — «песни-роли». И, в общем-то, это уже были не
роли, а, скорее, — целые пьесы со своими неповторимыми характерами, не
придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.
Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и
бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра,
закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: — еще секунда — и
рухнет поток, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий
упадет, задохнется, умрет прямо не сцене… Казалось: на таком нервном
накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще
больше западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком
нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился
человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому
трепетно.
Высоцкий пробовал себя в различных интонациях. Он искал для своих «пьес»
все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько
вариантов, изменений, сокращений. И в этом — тоже он, Высоцкий, — его
натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества.
Можно сказать, что дверь в его «творческую лабораторию» была постоянно
распахнута. Он был весь на виду. Со всеми удачами и неудачами, находками и
приколами, сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно,
не все они равные. Но это всегда — неровность дороги, ведущей к постижению
истины, к открытию людей и, значит, — к открытию самого себя…
Он был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было
намного труднее, чем «пробиться» летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу.
Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким,
необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде
всего, был «молодым». А он ненавидел мещан. А снобов — презирал. Любых.
Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими
словами:

Не надо подходить к чужим столам
И отзываться, если окликают.

Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди — просто люди,
— он поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем!
Вспомним, к примеру, его «сказочные песни». Те самые, которые он писал
для «Алисы в стране чудес», для кинофильма «Иван-да-марья» и просто — для
себя.
Дети, общаясь с взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними
— на равных, а кто «прикидывается» ребенком. Так вот, сочиняя свои «детские
сказочные песни», Владимир Высоцкий ребенком никогда не прикидывался. Он
просто был им.
За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени
скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, способный
на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо, и создавать его…
Можно сказать: когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не
проходило какое-то ощущение свежести, улыбки, доброты. И я еще больше
поверил в истину: даже тогда, когда в начале сказки все «страшно, аж
жуть!», — в конце ее все страхи обязательно исчезают, там непременно светит
солнце и торжествует добро!
По этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, буквально
«купаясь» в теме! Я даже вижу, как он, улыбаясь, записывая лихие, частушки,
виртуозно сделанные строки. Так поют скоморохи на сказочной ярмарке. Такого
раскованного и, одновременно, точного обращения со словом, непринужденного
владения разговорными интонациями в стихах добиться очень трудно. А
Высоцкий добивался.
Но он умел быть не только добрым и покладистым. Когда некоторые «весьма
специфические» зарубежные доброхоты его «на излом», то Высоцкий, оставался
самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду
не давал никому.
Так кем же он все-таки был — Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего?
Актером? Поэтом? Певцом? Неизвестно. Известно только, что он был личностью.
Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается… Высоцкий
продолжал свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажных и
сельских клубах, на огромных стойках и маленьких полярных станциях, в
рабочих общежитиях и в геологических партиях.
Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и
океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже
из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош …

Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В.Коваленка и
А.Иванченкова. И надо сказать, что здесь все было на высоте — и песня, и
исполнение!..
Лучшие песни Владимира Высоцкого — для жизни. Они — друзья людей. В
песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, — есть
неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще в
них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами
память…
Когда-то он писал:

… Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой
На заслуженный и нежный покой…

Правильно писал!
Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыгранно более 20
ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 — в радио
спектаклях.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском
кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем
много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки
и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты —
труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают
ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в
честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в
стихах, песнях, названием улиц. Его именем работники Крымской
астрофизической обсерватории назвали малую планету «Влад Высоцкий».

Корабли постоят — и ложатся на курс, —
Но они возвращаются сквозь непогоды…
Чтобы снова уйти,
Чтобы снова уйти на полгода.

Возвращаются все — кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все — кроме тех, кто нужней, —
Я не верю судьбе,
Я не верю судьбе, а себе — еще меньше.

Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в делах, —
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою — не пройдет и полгода.

Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в мечтах, —
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою, — не пройдет и полгода.
(1967)

Рецензия:

Добавить комментарий