Политическая власть. Сущность и структура

Тема: Политическая власть: сущность и структура.

Содержание

|Введение. |2 |
|Природа власти. |3 |
|Структура власти. |7 |
|Виды власти |14 |
|Заключение. |15 |
|Литература. |16 |

Введение.

Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других
сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).
Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу
которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся
кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей
таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным
к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в
грязь».
Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее
сущность и структура.

Природа власти.

Поведенческий подход.

Данный подход характеризует власть как особенную сущность, носителем
которой выступает отдельная личность и она отождествляется с вещью или
силой, обладание которой дает право на повелевание. Природа власти
объясняется биологической и психической природой человека, а для придания
ей большей величественности и могущества она наделяется такими ценностными
характеристиками, как божественный характер, справедливость,
ответственность и др.

Социологический подход.

Наиболее распространенным (в данном контексте) является определение
власти немецким социологом М. Вебером.
Он считал что в основе властных отношений лежат отношения господства и
подчинения и понимал власть как способность одного индивида (в определенных
социальных условиях) проводить собственную волю вопреки сопротивлению
другого индивида. А американский социолог Т. Парсонс, расширяя границы
социального субъекта (до группы, организации, общества), обратил внимание
на две характерные черты власти.
Первая – это способность принимать решения и добиваться их
обязательного выполнения.
Вторая – это способность общества мобилизовать свои ресурсы для
достижения общих целей.

Поведенческое понимание власти.

Бихевиоризм.

Введение в политическую науку бихевиоризма, оказало заметное влияние на
политическую мысль, и было связано с именами американских ученых Ч.
Мерриама, Г. Лассуэла и английского исследователя Дж. Кэтлина. Сам
политический процесс они рассматривали как столкновение индивидуальных
стремлений к власти, в которой побеждает самый сильный. Баланс стремлений к
власти политических сил обеспечивается системой политических институтов.
Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в
обществе.

Психоаналитическая и неофрейдистская концепция власти.

Основной тезис данных концепций: власть есть способ господства
бессознательного над человеческим сознанием.
Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Подавляя
рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование
иррациональных начал в политической деятельности: страха, агрессивности,
стремления к разрушению и деструктивности.

Социологическое понимание власти.

Строится на анализе власти в контексте социальных условий ее
возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе
ценностей, традиций и предпочтений. Имеется несколько трактовок данного
подхода.

Структурно-функциональный анализ.

Его основатель американский социолог Т. Парсонс рассматривает власть
как отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловлено
выполняемыми ими социальными ролями, например, управляющих и управляемых.
При этом под социальной ролью понимается ожидаемое от человека поведение,
соответствующее занимаемому им статусу. Согласно этому принципу власть
выполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять
обязанности, налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы для
достижения общих целей.

Социальная конфликтология.

Основатели социальной конфликтологии К. Маркс,

Ф. Энгельс, В.И. Ленин, рассматривали власть как отношения господства
одного класса и подчинение другого класса. Природа данного господства
обусловлена экономическим неравенством: местом и ролью класса в
экономической системе общества.
Однако сведение властных отношений к классовым сужает их объем.
Социальное неравенство не исчерпывается только классовыми различиями. Оно
более многообразно и дополняется профессиональными, этническими,
половозрастными, культурными и другими различиями. Поэтому точнее было бы
сказать: власть оказывается везде, где есть неравенство.
В связи с этим власть следует отличать от господства.
«Господство» – более узкое понятие, чем «власть», и связано с
применением силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии,
экономическом принуждении, давлении коллектива. Власть же может
осуществляться и без применения силы, основываться на авторитете (т.е.
вероятности добровольного подчинения).

Структура власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.
Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и
характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть
отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже
мировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее
первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические
организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно
представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь
народ, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может
нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от
приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу
1999г.).
Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ
(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти,
указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой
выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера
содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта,
исполнителей — второго важнейшего элемента власти.

Объект власти.

Власть — всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, с
доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если
такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к
ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными
средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда
есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться, что
нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть,
сражаясь, чем жить на коленях».
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,
воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического
властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является
неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы
власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут
использовать для влияния на других». Т.е. ресурсы власти — это все те
средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в
соответствии с целями субъекта.
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших
оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или
убеждения.
Структурные основания политической власти — законы, суд,
государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина,
авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь
антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической
власти как:
V страх,
V интерес,
V убеждение.

Виды власти.

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов)
могут использоваться в качестве оснований ее типологий.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее
деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на:
V экономическую;
V социальную;
V духовно-информационную;
V принудительную (которую часто называют политической в узком значении
этого слова, хотя это не совсем точно);
V политическую в широком, собственном значении этого слова.
В зависимости от субъектов, власть делится на:
V государственную;
V партийную;
V профсоюзную;
V армейскую;
V семейную и т.п.
По широте распространения выделяются:
V мегауровень — международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);
V макроуровень — центральные органы государства;
V мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные и
т.п.)
V микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.

Возможна классификация власти по функциям ее органов, например:
V законодательная;
V исполнительная;
V судебная.
по способам взаимодействия субъекта и объекта власти –
V демократическая;
V авторитарная и т.п.

Взаимодействие политической и других властей.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
V легальностью в использовании силы в пределах государства;
V верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти.
Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и
других учреждений или вовсе ликвидировать их;
V публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что
политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая
существует в небольших группах) с помощью права обращается от имени
всего общества ко всем гражданам;
V моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В
отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-
информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом
обществе существует, как известно, много независимых собственником,
социальных фондов и т.п.;
V многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство,
использует не только принуждение, но и экономические, социальные и
культурно-информационные ресурсы.

Виды власти

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим
означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления
политической государственной власти в обществе, характеризует степень
политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный
тип политической системы, существующей в стране.
Режим — управление, совокупность средств и методов осуществления
экономической и политической власти господствующего класса.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые
незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно
провести классификацию:
V по тому, в чьих руках власть;
V по тому, как эта власть используется.
«Правильные» формы государства (по Аристотелю):
V монархия (власть одного человека),
V аристократия (власть в руках немногих «лучших»),
V полития (власть большинства из средних в имущественном отношении
людей).
«Неправильные» формы государства — те, при которых стоящие у власти
люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества.

К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся:
V тирания (власть в руках тирана),
V олигархия (у власти кучка богачей),
V демократия (контроль общества (большинства) над властью).
Демократия понималась как форма государства, в котором власть
принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону.
Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а
со времен Великой французской революции понятие демократии стало
применяться не к формам, а к принципам политического устройства
государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и
равенство.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций
политических режимов — деление их на тоталитарные, авторитарные и
демократические. Типология политических режимов:
V демократический политический режим;
V либеральный политический режим;
V авторитарный политический режим;
V тоталитарный политический режим.

Заключение.

Власть — это специальный социальный институт, который упорядочивает
социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть — определяет
воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств,
которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти
политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-
опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и
решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство,
парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между
конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей
большие массы людей, регулирует отношения между группами во время
стабильности, общего согласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к
властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Литература.

1. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.
2. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с.
3. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.
–М.,1995.
5. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.
————————

ВЛАСТЬ

Источники власти.
Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна,
интерес, и др.

Функции власти.
Господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация,
организация, мобилизация.

Ресурсы власти.
Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и
т.д.

Объекты власти.
Индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.

Субъекты власти.
Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические
партии.

Добавить комментарий