Образование как социальный институт

Московский государственный
университет
Им. М.В.
Ломоносова

Реферат

на тему:

Образование как социальный
институт

Работу
выполнила студентка 4-го

курса,
социологического фак-та

Гугучия Лана

Москва, 2001г.

План реферата

Стр.

1. система формального образования как объект
социологического изучения ……………………………………………… 3

2. эволюция института образования ………………………………………..3

3. функции института образования в обществе ……………………………5

4. заключение …………………………………………………………………10

1. система формального образования как объект
социологического изучения

В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные
ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения
культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе
социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение
человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного
члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов
выступает образование — обучение человека с целью передачи накопленных
знаний и культурных ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать как
относительно самостоятельную систему, «функцией которой является
систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на
овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными
ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых
определяется социально-экономическим и политическим строем общества,
уровнем его материально-технического развития
В социологии принято проводить различие между формальным и
неформальным образованием: Термин «формальное образование» подразумевает,
во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций
(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.),
осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном
индустриальном обществе система образования подчиняется определенному
официально предписанному образцу, как бы «задающему» объем получаемых
знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны
соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в
данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в
данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы
формального образования определяется господствующими в обществе культурными
стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое
воплощение в проводимой государством политике в области образования.
В социологии объектом изучения выступает прежде всего
система формального образования, отождествляемая с процессом образования в
целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая
роль. Что же касается термина «неформальное образование», то под ним
понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам,
которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной
средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к
культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и
т.д. Неформальное образование также является важной составной частью
социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли,
способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального
образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее,
говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду
прежде всего систему формального образования.

2. эволюция системы образования

Для того, чтобы лучше понять роль и место социального
института образования в современном индустриальном обществе, специфику
выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы
образования.
В примитивных, первобытных обществах образование являлось
составной частью социально-производственного процесса. В те далекие времена
не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия,
опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. «В жизни
подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к
усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и
способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения
детей к практическим делам племени[1]. Характерно, что приобщение детей к
трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет,
а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и
рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в
приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались
мужчины, а девочек — женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался
особой церемонии «инициации», продолжающейся несколько дней, в течение
которых юноши и девушки должны были продемонстрировать и подтвердить свои
способности и права взрослых членов общества, участвуя в состязаниях,
танцах, обрядах и культовых действиях.
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов
общественного разделения труда, появлением государственной власти и
сословного неравенства начинается обособление института образования.
Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей
получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем
образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых
платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии,
музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение
детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда
подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу,
ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал
профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.
Подавляющая часть населения — крестьянство — обучала своих детей, передавая
им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в
воспитании детей принадлежала семье.
В эпоху средневековья начинает складываться более
организованная система образования, когда христианская церковь создает в
Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий
и возникают первые университеты — в Париже, Оксфорде и других городах.
Несколько позже культурно-образовательные функции университетов
расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции,
предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики,
математики, логики. Характерной особенностью системы формального
образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно
ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.
Подлинная революция в системе образования происходит в обществе
индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится
массовым, доступным для широких слоев населения.
Такая радикальная трансформация института образования была
вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями
в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение
получают средние и специальные школы, растет число высших учебных
заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится
необходимым условием получения профессии в основных отраслях
промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на
период после Второй мировой войны, когда происходит техническое
перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный
скачок в развитии промышленности, науки и техники.
Быстро растет сеть высших учебных заведений — институтов,
колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей
квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых
обучались около 5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч
специалистов с высшим образованием. Наиболее впечатляющих масштабов
достигло развитие системы высшего образования в США, где общее количество
студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а
4,5 млн. — в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное
образование.
Не только массовость и общедоступность характеризуют современную
систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых
свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была
ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры,
опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт
образования становится важнейшим фактором культурного и социального
изменения. Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и
образовательной революции по той причине, что система образования
становится ключевым фактором общественного прогресса. Во всех промышленно
развитых странах мира период 60-80-х годов ознаменовался крупными реформами
в системе образования, задача которых заключалась в повышении ее
эффективности, упрочении материально-технической базы на основе новых
информационных технологий и гуманизации образовательного процесса. Наиболее
существенными особенностями современной системы образования являются
следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую
(начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку
непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь
важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и
переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования окаэывает
на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее
социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком
образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей
карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в
современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,
который зависит от полученного образования.
Подобно другим социальным институтам институт образования призван
обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его
функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных
фундаментальных потребностей общества — социализации его членов и
подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных
позиций в обществе[2].
Функцию социализации выполняет в обществе также и институт семьи,
но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний,
навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе
требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойственную
задачу и призван решать институт образования, организация которого
характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет
осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг
задач, выполняемых институтом образования в современном обществе,
значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества —
подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в
социальной структуре общества, что является одним из важнейших
функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не
общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями —
училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

3. функции института образования в обществе

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе
институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы
акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования.

Наиболее важные из социальных функций института образования.
1) Трансляция и распространение культуры в обществе — первая и наиболее
существенная из них. Она заключается в том, что посредством института
образования происходит передача от поколения к поколению ценностей
культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания,
достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила
поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На
протяжении всей истории человечества образование являлось главным
источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует
забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-
этнические особенности, а стало быть, система образования играет
исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры,
ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится
носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций,
жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому,
молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в
социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе,
принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у
молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно
научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными
гражданами страны.
Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и
воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе
ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных
обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного
обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена
от государства, под контролем которого находится система формального
образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется
либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных
заведениях.
3) Социальная селекция — одна из важнейших функций института формального
образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом,
что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить
дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для
несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В
ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные
образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд
которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков
создаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи
возводится в ранг государственной политики в области образования, так как
бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях
требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся
осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама
внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и
в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная
часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают
учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После
окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,
другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения
социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом
образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда
различные группы молодежи завершают образование в различных учебных
заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной
структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в
обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное
функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального
размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной
мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре
той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь
профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и
властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в
современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной
мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и
высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,
собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса
человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой
современного института образования. Эта функция реализуется двумя
взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований,
научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных
заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит
свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия
общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью
происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего
образования и производства, результатом которой является ускорение научно-
технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся
научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные
исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных
ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в
стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования,
так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы,
обеспечивают повышение качества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования может быть
предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1)
руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта
структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину,
поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя
школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с
присущими им особенностями управления и педагогической деятельности,
контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической
точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным
социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и
ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное
взаимодействие в процессе образования.

Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают
руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники
департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь
от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить
внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе
образования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать
ответственные решения и формировать стратегию образовательного процесса:
определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения,
обеспечить материально-техническую базу образовательных учреждений и т.п.
Они несут ответственность за формирование преподавательского корпуса,
определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и
сотрудников, а также — критерии оценки их труда. Представители высшего
управленческого звена формируют государственную политику в области
образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству
учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и
политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль
над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных
заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и
деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление
процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения
применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное
руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.
Центральное место в структуре системы образования занимае
учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя
сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной
области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.),
обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть
методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным
приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение
задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь
исправить ошибки и т.д.
Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются
самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии,
и в первую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются
выдающихся результатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми
трудными подростками.
Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере
связанная с традиционными нормативными требованиями — это умение объективно
оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело
в том, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность
знаний учащегося, но и «создает ученику определенную репутацию в классе», и
сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося
мотиватором учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся
знаний является, таким образом, своеобразной нормативной шкалой «социальной
стратификации» в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.
Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы:
отличники, «хорошисты», просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые
социологи считают, что взаимное оценивание — учителем знаний учащихся, а
учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств —
определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу
образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении
общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением
престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах
социологических опросов и посвященной анализу социального положения
учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно
понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля
лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей
профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока,
некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по
отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация
учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно
изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и
радостно, 2% отбывают время, 19% — с текучим меняющимся настроением, 19% —
с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% — с постоянным
беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная
неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная
причина такого положения — кризисные явления в экономике, политике, морали
и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы,
которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить
финансирование школы, но и, что самое главное — создать условия для
социальной востребованности образования и знаний, которые будут
способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус
учителя.
А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из
факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее
— 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20
лет, когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на
предпоследнем месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти
позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и студентов
вузов слабо настроены на получение знаний. Падение ценности образования в
нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии
в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в
1989 г. при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам «Как вы
оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?» 4,6% признали его
«высоким», 61,5% — «средним» и почти одна треть респондентов «низким» и
«очень низким» (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки снизились:
уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в обществе
«низким» и 21% -«очень низким». Опросы родителей также свидетельствуют о
резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж
учительской профессии высоким, около половины, 46% — «средним», а 51% —
«низким «и «очень низким».
Теперь поговорим о другой ключевой роли в структуре
образовательного процесса — «ученика» (учащиеся школ, училищ, студенты и
др.). Какие требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная
система образования? Они достаточно очевидны: изучать различные предметы
согласно программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию,
овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных
фактов, добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и
принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условие
продвижения ученика по многоступенчатой лестнице образования — успешная
сдача экзаменов и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся действует
система санкций — неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания и
записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В
вузе система санкций более формализована: отлынивающий от занятий студент
может получить выговор от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи
сессии, он наказывается лишением стипендии, не переводится на следующий
курс. В нормативной структуре формального образования существуют, конечно,
и определенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение
добросовестной учебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в
учебе. В первую очередь это отличные оценки, выдача аттестата с отличием и
льготы, которые он дает при поступлении в средние и высшие учебные
заведения, повышенная или именная стипендии в вузе, диплом с отличием,
рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д.
Решающее место в системе социального взаимодействия,
характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между
учителем и учеником. Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям
неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый
занимает господствующее положение, второй — положение подчиненного.
Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что он организует учебный
процесс и управляет им, является источником знаний для учеников, моральным
авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе (или учебной группе)
порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное
подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что учитель
должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот стиль
взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального
образования вплоть до последнего времени. Содержательной основой
авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционное
понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к
ученику. Первый является специалистом в определенной области знаний и
культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы передать ученику
определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль ученика
сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую давал
ему педагог. Однако в современную эпоху традиционный авторитарный
стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою былую
популярность. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое
индустриальное общество в силу большой сложности хозяйственного механизма,
уникальности новейшей техники, ее громадного воздействия на все стороны
общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует нового
типа специалиста будь то предприниматель, инженер, экономист или юрист.
Этот специалист должен не только обладать большими познаниями в
соответствующей области, но и быть творческой, инициативной личностью,
умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать множество
факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии, с ее
социальными и культурными последствиями.
Новый, демократический стиль в построении образовательного
процесса характеризуется следующими особенностями:
1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных
задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик;
2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию,
а заключается в овладении разнообразной информацией;
3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный
обмен информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную
работу ученика;
4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;
5) характер отношении между участниками — попеременное доминирование или
равенство учителя и ученика;
6) в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал,
а любой носитель ценной информации .
Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая
модель образовательного процесса может успешно применяться в процессе
обучения взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию,
желающих творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть
отнесены старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе
повышения квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в
их деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного
стилей управления учебным процессом. Без демократического стиля,
предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением
помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников
интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества.
Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей,
безусловно, в значительной мере снижают эффективность образовательного
процесса. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между ними
является важнейшим звеном процесса перестройки образования на
гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда
общество в целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и
демократические институты окончательно утвердятся в стране. Только тогда
возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской
профессии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на
получение образования.

4. Заключение

В современном индустриальном обществе школа, в первую очередь
высшая, не является в полной мере демократическим заведением. Некоторые
социологи даже приписывают институту образования консервативные функции,
поскольку он воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство,
а высшую школу называют элитарной. Подобные факты нельзя отрицать. Однако
при этом нужно помнить, что всеобщее равенство является утопией, и каждое
общество имеет свой средний образовательный стандарт, соответствующий его
объективным потребностям. В ряде высоко развитых индустриальных держав
мира, таких как Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит за рамки
обязательного среднего образования. Кроме того в ряде западных стран
(Франция, Германия и др.) распространяется практика приема в вузы без
вступительных экзаменов, что является достаточно убедительным
свидетельством демократизации системы высшего образования. Аналогичные
эксперименты начинают практиковаться и в нашей стране.
В современном обществе более образованные социальные слои
занимают более высокое положение в иерархии социального престижа. Движение
индивида вверх или вниз по шкале социального престижа становится в прямую
зависимость от уровня его образования. Таким образом образование является
одним из важнейших символов социальной позиции и средством достижения
успеха в обществе. Расширение масштабов образованности населения,
совершенствование системы образования оказывают сильнейшее воздействие на
социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной.

————————
[1] Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни.
Новоибирск, 1991. С.110, 111
[2] Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути
модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 3. С. 51

Добавить комментарий