Понятие правосознания, его структура и виды. Пути повышения правосознания граждан РФ

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Факультет Права

РЕФЕРАТ

по дисциплине «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

На тему: «Понятие правосознания, его структура и виды.
Пути повышения правосознания граждан РФ»

Выполнила: студентка 4 курса
факультета Право
группы ЮС4
Мартинович Ю.В.

Проверил: ______________________

Москва 2003 г.

П Л А Н

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

1. Понятие и значение правосознания……………………………………….. 4

2. Структура и виды правосознания….. …………………………………….. 6

3. Особенности современного российского правосознания……………….. 11

4. Пути повышения правосознания граждан РФ……………………..…… 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 18

ВВЕДЕНИЕ

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и
индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты,
правоприменительные решения и другие юридические феномены могут
рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции
культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо
специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой
реальности, выступает категория правовое сознание.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование
всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве,
способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и
укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание
общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства,
эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые
представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и
запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок
поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование
правового поведения личности проявляется активная роль права,
правосознания.
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой
верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового
государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть
профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования,
проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к
изучаемой проблеме.

Понятие и значение правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть
правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание –
явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой
сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме
юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации,
социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих
поведение людей в юридически значимых ситуациях.[1]
На формирование и развитие правосознания как одну из форм
общественного сознания оказывают воздействие социально – политические,
экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с
политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Специфика правосознания состоит в том, что оно воспринимает, а
затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого,
праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм
поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового,
правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения
права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени
присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую
очередь правосознание сориентировано на создание всех условий для
осуществления прав человека и гражданина.
Значение правосознания в правовой жизни общества раскрывается
через его функции. В теории государства и права принято выделять следующие
функции правосознания:
1) познавательную;
2) оценочную;
3) регулятивную.
Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и
осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни.
Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане:
каждый из них использует представления о сущем и должном праве для
выполнения своих задач в правовом регулировании.
Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания
дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым.
Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и
правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоятельств и их
социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о
праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное
поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень
правосознания.
Важно выполнение правосознанием функции регулирования поведения
человека, т.е. роль его как «механизма срабатывания» правового предписания
в сознании человека и проявления его в поступках, действиях. Эта функция
реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых
установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения. Так,
информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс
психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано
возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения.
В этом случае правосознание выступает как мотив конкретного вида
проведения.
С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого
числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они
не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не
сталкивались с правовыми актами.
Таким образом, правосознание представляет собой органическое
единство познавательных, оценочных и установочных элементов.

2. Структура и виды правосознания

В теории государства и права выработано понятие структуры
правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризуют два пласта –
правовая идеология и правовая психология.[2]
Правовая психология отражает преимущественно созерцательный
момент познания. Правовая психология своего рода стихийный,
«несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных
психологических реакциях любого человека или социальной группы на
государство, право, законодательство, другие юридические феномены.
Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения
или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или
равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится
к области правовой психологии.
Правовая психология – наиболее распространенная форма сознания
права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям,
возникшим с участием юридического элемента. Именно в сфере правовых реакций
право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности –
гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти
характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их
адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом
зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.
Более того, правовая психология – наиболее глубинная, «скрытая»
от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения,
которая дает подчас такие виды индивидуальных и массовых реакций на право,
законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу
тех или иных законодательных программ. Игнорирование правовой психологии
населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех
или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей
часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными
противоправными традициями и обычаями и т.д.).
Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается
правовая идеология, т.е. систематизированное научное выражение правовых
взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование
правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания
интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеологи
дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений,
роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии
принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических
учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании
правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие
профессионалы.
В разработке правовых идей, теоретических проблем права,
правового регулирования специалисты опираются на накопленные знания,
обобщают наличный опыт правовой жизни общества, учитывают позитивные и
возможные негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных
изменений в системе правовых органов, в их функционировании при
определенных показателях в социально-политической, экономической и
культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии причастные к
этому компетентные специалисты используют материалы конкретных
социологических исследований, статистические данные о состоянии
экономических, демографических процессов в обществе, учитывают общественное
мнение, настроения в отдельных социальных группах, картину и динамику
правонарушений.
Необходимо также добавить, что правовая идеология значительно
превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если
правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-
чувственный аспект правовых явлений, то правовая идеология стремится к
выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как
правило, представить его в виде законченной культурно-исторической
философии и догмы.
Помимо структуры выделяют также виды (уровни) правосознания.
Обыденное правосознание – это массовые представления людей, их эмоции,
настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием
непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Обыденное
сознание ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего
источника – индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за
пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание не
может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном
мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких
обобщений, выявления объективных общественных закономерностей.
Профессиональное правосознание – понятия, представления,
убеждения, традиции, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Однако
практика показывает, что различные профессиональные группы правоведов не
одинаково воспринимают юридическую действительность. Судья относится и
оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор – иначе, чем
адвокат, следователь – иначе, чем эксперт-криминалист, юристконсульт банка
– иначе, чем преподаватель юридического факультета и так далее, хотя все
они получили высшее юридическое образования. Столь пестрое многообразие
правовых сознаний объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический
взгляд на право преломляется через функционально различные виды
практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.
Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие
систематизированное теоретическое освоение права. В современных обществах
научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей
развития права, законодательства. Носителями этого вида отражения правовых
явлений выступают ученые-правоведы.
Правосознание можно классифицировать по его субъектам, носителям.
Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как
правосознание индивидуальное и коллективное. Коллективное правосознание в
свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное
правосознание.
Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения,
теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают
типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в
правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве,
поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество;
в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех
идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия
и т.д.
Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных
граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп –
групповым. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической
структурой общества, — факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими
наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом
факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже
указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные
ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы
сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов
социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в
социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности,
системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и
нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.
Групповое правосознание нужно отличать от массового, которое
характерно для нестабильных, временных объединений людей.
Индивидуальное правосознание является результатом социализации
отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания,
опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы
сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической
действительности каждой неповторимой личностью.

3. Особенности современного российского правосознания

Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь
посредством конкретных исследований. Такие исследования безусловно
необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые
политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если
они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании.
На идеологическом уровне, не говоря уже об обыденном сознании,
еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают
достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В
числе таких предубеждений – представление о праве лишь как о средстве
наказания и разрешения конфликтов, отождествление права с законом и т.д.
Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный «антиюридическим
морализмом»,[3] при котором право предстает как второстепенное, нежестоящее
по отношению к нравственным началам.
Здесь же кореняться и источники правового нигилизма, принявшего
широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до
деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому
нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее «войной
законов», национальными конфликтами, падением государственной дисциплины,
противостоянием исполнительной и представительной властей т.п. Все эти
обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значимым представляется
другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов
не правового государственного управления и попыталось встать на путь
правового государства, как только скованные ранее в политическом и
экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность
пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий
уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем
пренебрежение к праву, его недооценка.
Таким образом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе.
Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами:
криминализацией государственности и огосударствлением криминала.
Криминализация государственности в сегодняшней России
предопределяется уникальной ролью коррупции как единственного и де-факто
легализованного способа самоорганизации государственного механизма. Суть
проблемы состоит в том, что государственная система в России в ее нынешнем
проявлении не может быть названа коррумпированной – она коррупциогенна,
поскольку практически не предоставляет госчиновникам возможности для
некоррумпированного существования.
Процесс криминализации идет не только «сверху», путем укоренения
системы, провоцирующей криминал, но и «снизу», путем «огосударствления»
преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся
прерогативой государственных институтов.
Насильственно вытесняемое за пределы законопослушного поведения
общество стихийно пытается выработать новые принципы бытового поведения,
новую реальную этику, разделяемую обществом в целом и соответствующую
общественно-экономической практике. В рамках «реальной этики» происходит
постоянное столкновение бытового здравого смысла с практически
бездействующим законодательством, которое, в силу своего несоответствия
здравому смыслу, осознается обществом как «неправедное» и «не подлежащее
исполнению». В результате в обществе вырабатываются стереотипы асоциального
поведения, готовность к байкотированию судебной и правоохранительной
систем, к массовому отторжению официальной власти как «не имеющей
морального права» на регулирование общественных отношений.
Образующийся вакуум частично заполняют различные неформальные
способы социально-экономической саморегуляции, среди которых на первое
место выходят способы, связанные с деятельностью организованных преступных
группировок. Реальный бизнес все в большей степени склонен воспринимать ОПГ
как власть и относиться к ней с активной лояльностью. ОПГ выступают в
качестве сборщика налогов и защитник, выполняют арбитражные функции, а
главное – действуют на основе негласных принципов правил, признаваемых
значительной частью общества в качестве справедливых и естественных.
В обществе воспроизводится на новом уровне фиктивный характер
официальной правовой системы, свойственный советскому периоду – когда
основы писаного права носили большей частью декларативный, идеологический
характер, а повседневная жизнь государства и общества регулировалась
сложной системой закрытых партийных инструкций, общепризнанных негласных
принципов, устных согласований и т.д. Только сегодня это «прецедентное
право» по-русски приобретает характер, все более сходный по форме и
содержанию с нормами уголовно-лагерной, воровской самоорганизации.
4. Пути повышения правосознания граждан РФ

В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть
правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение к закону, путем
обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и
правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников.
Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, коррупцией,
таким состоянием правовой системы и общественной морали, которую именуют
понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и
правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское
согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий
прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по
искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры
по правовому воспитанию граждан.
Воспитание правосознания находится в органической связи с
началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с
процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства,
свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние
годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако
актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности,
прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии.
Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с
анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных
и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых
реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с
уважением интересов других людей, общества, государства.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения
нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. В
наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях,
бытовых и социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими
оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства
молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит
художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе
права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием
позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой
активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности
выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к
закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании
социальной, юридической ответственности, в непримиримости к
правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а
также обязанностей перед государством и обществом является составной частью
правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется
тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование
комплекса специфических качеств личности в правовой сфере
жизнедеятельности:
1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;
2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;
3. конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного
социально активного поведения.
Можно также сказать, что суть правового воспитания — это
формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с
интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он
найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных
интересов, что государство справедливо требует от него выполнения
возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами,
равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано
обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и
ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей
правовой системе.
Развитие правового сознания гражданина, общества способствует
преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей,
предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-
обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание
граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления
законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское
общество и правовое государство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы данного реферата заключаются в том, что кризис
современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность
принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня
правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан,
формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву
и закону стали личным убеждением каждого человека.
Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание,
как одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка,
целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью
правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону,
которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки,
установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения
личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть
направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как
процесс формирования правового сознания и правовой культуры.
Одним из основных направлений в деле повышения правовой культуры
общества должно быть правовое обучение, информирование населения о
существующих юридических предписаниях.
Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым
опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности,
а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.
Тем более важно обучать этому, будущих юристов – профессионалов,
чтобы основной целью своей деятельности они видели в защите прав и свобод
человека, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из
центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности
и культуры в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.:
«Наука», 1988.

2. Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов.
Правоведение. 1994. №3. С.3-9.

3. Общая теория права/ под ред. А.С.Пигалкина. М.: Изд-во МГТУ, 1998.

4. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.:
«Высшая школа», 1990.

5. Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова. М.: «Юристъ»,1997.

————————
[1] Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов.
Правовоедение. 1994, №3.- с.5.

[2] Теория государства и права / под. ред. Н.И. Матузова. М.: «Юристъ».
1997.

[3] Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе //
Государство и право. 1993, №8. С.54.

Добавить комментарий