В университете существует несколько школ: Undergraduate
School (бакалавриат), Graduate School (магистратура), Ph. D
School (аспирантура), Law School (юридическая школа). Есть
также SDA, где получают магистерскую степень люди с опытом
работы, и Executive Education — краткосрочные курсы для
компаний.
Все доценты SDA должны совмещать преподавательскую
деятельность с исследовательской, к тому же мне нужна
кандидатская степень (Ph. D). В Италии это невозможно
осуществить без отрыва от производства, но бросить работу на
три года, когда тебе за 30, сложно. Словом, в прошлом году я
поступила в заочную аспирантуру моего родного экономического
факультета МГУ. Сдала экзамены, пишу диссертацию…
Сравниваем учебу в России и Италии
Надо различать два аспекта. Первый — интенсивность занятий.
Программа MBA требует огромных затрат времени и сил. В этом
плане ее можно сопоставить с последней неделей перед
вступительными экзаменами в МГУ: так же я была загружена
первые девять месяцев в бизнес-школе (курс рассчитан на 16
месяцев). Было очень трудно: поднималась в семь утра, полчаса
занималась, с 8:30 до 16:00 семинары, в 16:00 бегом в магазин за
едой и снова учеба до 12 ночи. И так каждый божий день,
включая субботу и воскресенье. После экзаменов раз в два
месяца мы позволяли себе выход в свет — поесть пиццу и
потанцевать. Я ежедневно вынимала из своего почтового ящика
стопку из 100-120 страниц, их нужно было проштудировать к
завтрашнему дню, в лучшем случае — к послезавтра. Потом в
какой-то момент напряжение спадает, нагрузка становится
меньше, и начинаются совместные проекты с компаниями, поиск
работы.
Второй аспект — качество образования. Менеджмент — наука
очень молодая, ей нет и 100 лет. Поэтому теоретическая база у
нее не слишком сильная даже по сравнению с экономикой,
которая тоже является одной из новейших дисциплин.
Фундаментальные знания, полученные в МГУ, в полном объеме в
профессиональной деятельности мне не пригодились, зато там
меня научили работать с информацией, анализировать,
логически мыслить. В Bocconi я вооружилась инструментарием,
необходимым для сотрудничества с компаниями, для решения
основных проблем. MBA представляет собой ускоренный курс
менеджмент-образования: очевидно, что за год нельзя дать
глубокие знания. Скажем, 32 лекций по управлению персоналом
очень мало, чтобы назвать это серьезной наукой. Однако на 80 %
программа состоит из разнообразных сведений и навыков, без
которых не обойтись менеджеру при руководстве фирмой.
В программе MBA у нас два потока. Один, итальянский, очень
сильный. Около половины его учащихся — инженеры
(организаторы производства и практики), четвертая часть —
экономисты, проходившие менеджмент на первой
образовательной ступени, остальные — люди самых разных
профессий. Другой поток, с преподаванием на английском,
интернациональный: в нем студенты из всех европейских
государств, пяти-шести стран Латинской Америки, США,
Австралии, Азии, Африки. Практически в каждой группе есть
свои звезды. Однако сложность в том, что здесь учатся люди с
неодинаковым образованием и опытом, а педагог должен
вооружить их неким набором универсальных управленческих
инструментов, поднять всех примерно до одного уровня.