Из МГУ — в BOCCONI

В университете существует несколько школ: Undergraduate

School (бакалавриат), Graduate School (магистратура), Ph. D

School (аспирантура), Law School (юридическая школа). Есть

также SDA, где получают магистерскую степень люди с опытом

работы, и Executive Education — краткосрочные курсы для

компаний.

 

Все доценты SDA должны совмещать преподавательскую

деятельность с исследовательской, к тому же мне нужна

кандидатская степень (Ph. D). В Италии это невозможно

осуществить без отрыва от производства, но бросить работу на

три года, когда тебе за 30, сложно. Словом, в прошлом году я

поступила в заочную аспирантуру моего родного экономического

факультета МГУ. Сдала экзамены, пишу диссертацию…

 

Сравниваем учебу в России и Италии

 

Надо различать два аспекта. Первый — интенсивность занятий.

Программа MBA требует огромных затрат времени и сил. В этом

плане ее можно сопоставить с последней неделей перед

вступительными экзаменами в МГУ: так же я была загружена

первые девять месяцев в бизнес-школе (курс рассчитан на 16

 

месяцев). Было очень трудно: поднималась в семь утра, полчаса

занималась, с 8:30 до 16:00 семинары, в 16:00 бегом в магазин за

едой и снова учеба до 12 ночи. И так каждый божий день,

включая субботу и воскресенье. После экзаменов раз в два

месяца мы позволяли себе выход в свет — поесть пиццу и

потанцевать. Я ежедневно вынимала из своего почтового ящика

стопку из 100-120 страниц, их нужно было проштудировать к

завтрашнему дню, в лучшем случае — к послезавтра. Потом в

какой-то момент напряжение спадает, нагрузка становится

меньше, и начинаются совместные проекты с компаниями, поиск

работы.

 

Второй аспект — качество образования. Менеджмент — наука

очень молодая, ей нет и 100 лет. Поэтому теоретическая база у

нее не слишком сильная даже по сравнению с экономикой,

которая тоже является одной из новейших дисциплин.

Фундаментальные знания, полученные в МГУ, в полном объеме в

профессиональной деятельности мне не пригодились, зато там

меня научили работать с информацией, анализировать,

логически мыслить. В Bocconi я вооружилась инструментарием,

необходимым для сотрудничества с компаниями, для решения

основных проблем. MBA представляет собой ускоренный курс

менеджмент-образования: очевидно, что за год нельзя дать

глубокие знания. Скажем, 32 лекций по управлению персоналом

очень мало, чтобы назвать это серьезной наукой. Однако на 80 %

программа состоит из разнообразных сведений и навыков, без

которых не обойтись менеджеру при руководстве фирмой.

 

В программе MBA у нас два потока. Один, итальянский, очень

сильный. Около половины его учащихся — инженеры

(организаторы производства и практики), четвертая часть —

экономисты, проходившие менеджмент на первой

образовательной ступени, остальные — люди самых разных

профессий. Другой поток, с преподаванием на английском,

интернациональный: в нем студенты из всех европейских

государств, пяти-шести стран Латинской Америки, США,

Австралии, Азии, Африки. Практически в каждой группе есть

свои звезды. Однако сложность в том, что здесь учатся люди с

неодинаковым образованием и опытом, а педагог должен

вооружить их неким набором универсальных управленческих

инструментов, поднять всех примерно до одного уровня.

Добавить комментарий