Чередование занятий с различными по величине и направленности нагрузками в построении тренировочного процесса

Данько Г.В., Национальный университет физического
воспитания и спорта Украины

Введение.

Более
40 лет назад Л.Матвеев (3) писал: «Необходима (в принципе) такая система
чередования тренировочных занятий и отдыха, чтобы основные занятия проводились
на фоне восстановленной и повышенной работоспособности относительно тех
упражнений, которые включены на данное занятие. Здесь подчеркнуто, что речь
идет об основных («ключевых») тренировочных занятиях, а не о всех
занятиях и тем более не об отдельных нагрузках внутри занятий. Подразумевается
также не работоспособность «вообще», а специфическая
работоспособность именно в тех упражнениях, которые представлены в данных занятиях.
Иными словами, через каждый определенный отрезок тренировочного процесса
спортсмен должен приобретать способность выполнить прежнюю работу, не снижая ее
качественных, а также количественных показателей, а повышая их. Мы не исключаем
и возможности проведения нескольких однотипных тренировочных занятий на фоне
недовосстановления, но при условии, если, во-первых, подобные серии занятий
чередуются с достаточным компенсаторным отдыхом, во-вторых, спортсмен достиг
высокой предварительной тренированности и, в-третьих, обеспечен
квалифицированный врачебно-педагогический контроль».

Развить
эти положения и конкретизировать их применительно к практике современного
спорта позволили результаты многочисленных исследований, результаты которых, в
общих чертах, сводятся к следующему.

Двигательное
утомление — это не какой-то единый, общий для разных видов мышечной
деятельности комплекс физиологических процессов. Как существуют различные виды
мышечной деятельности, в неодинаковой степени вовлекающие различные физиологические
системы и функции, имеются и разные виды утомления, в большей или меньшей
степени различающиеся по феноменологии, локализации и механизму. В зависимости
от условий мышечной деятельности и индивидуальных особенностей организма роль
ведущего звена в развитии утомления может принимать на себя любой орган или
функция, возможности которых в определенный момент работы становятся
неадекватными требованиям нагрузки. Первопричиной утомления может стать и
снижение энергетических ресурсов организма, и уменьшение активности ключевых
ферментов из-за угнетающего действия продуктов метаболизма тканей, и нарушение
целостности функционирующих структур из-за недостаточности их пластического
обеспечения, и изменение нейрогуморальний регуляции функций, и др. (1, 4, 5, 7,
13 и мн. др.).

Исследования
выполнены согласно с планами НИР в сфере физической культуры и спорта по теме
2.1.1. Теория периодизации спортивной тренировки: проблемы, противоречия и пути
модернизации.

Формулирование
целей работы.

Цель
исследований — Развить и конкретизировать положения чередования занятий с
различными по величине и направленности нагрузками применительно к практике
современного спорта.

Результаты
исследований и их обсуждение.

Представления,
согласно которым существуют различные виды утомления, тесно взаимосвязанные с
характером и направленностью мышечной деятельности, получили развитие в наших
исследованиях, которые проводились на материале нагрузок тренировочных занятий,
дней, микроциклов с участием спортсменов высокого класса, специализирующихся в
различных видах спорта. Конкретный характер утомления в результате выполнения
работы различной преимущественной направленности показан применительно к
нагрузкам, свойственным для разных видов спорта (8), а также по отношению к
различным элементам структуры тренировочного процесса — отдельным занятиям
(рис.3) сериям занятий, проведенных в течение одного и нескольких дней (рис.4),
отдельных микроциклов (рис. 5).

Чередование занятий с различными по величине и направленности нагрузками в построении тренировочного процесса

Рис.
3. Функциональные возможности гребцов-байдарачников высокого класса после
занятий с большими нагрузками различной направленности: I — скоростная; II — развитие
выносливости при аэробной работе; III — развитие специальной выносливости; 1 — скоростные
качества; 2 — сила; 3 специальная выносливость; 4 — выносливость при аэробной
работе

Чередование занятий с различными по величине и направленности нагрузками в построении тренировочного процесса

Рис.
4. Функциональные возможности пловцов высокой квалификации в восстановительном
периоде после одного (I), двух (II) и трех (III) последовательно проведенных
занятий с большими нагрузками (направленность — повышение выносливости к работе
аэробного характера, интервал между занятиями — 24 ч): 1 — выносливость при
аэробной работе; 2 — выносливость при анаэробной работе; 3 — скоростные
возможности; а, б, в — объем работы в занятиях

Чередование занятий с различными по величине и направленности нагрузками в построении тренировочного процесса  

Рис.5.
Функциональные возможности пловцов высокой квалификации после выполнения
программы ударного микроцикла, направленной на повышение выносливости при
аэробной работе: 1 — скоростные возможности; 2 — специальные силовые
возможности; 3 — выносливость при аэробной работе

Учет
конкретного характера утомления является принципиально важным при планировании
тренировочных микроциклов с большим количеством занятий и высокой суммарной
нагрузкой, так как позволяет обеспечить одновременное выполнение следующих, принципиально
важных для рациональной методики тренировки, условий: 1) создать предпосылки для
оптимальной функциональной активности и работоспособности по отношению к работе
конкретного занятия; 2) обеспечить необходимое соответствие между процессами
утомления и восстановления, между стимулами к развитию адаптационных перестроек
в организме спортсмена и условиями для их осуществления; 3) обеспечить
характерное для спорта проявление отставленного тренировочного эффекта, развитие
и сохранение устойчивой адаптации. Одним из наглядных примеров реализации
такого подхода являются данные, приведенные на рисунке 6.

Чередование занятий с различными по величине и направленности нагрузками в построении тренировочного процесса

Рис.
6. Рациональное чередование нагрузок различной направленности в недельном
микроцикле при подготовке квалифицированных боксеров. Направленность нагрузки:
1 — технико-тактическая; 2 — развитие специальной выносливости; 3 — развитие
общей выносливости; 4 — повышение координационных способностей; 5 — развитие
гибкости; 6 — соревновательная; 7 — восстановительная (35)

Особенно
остро вопрос чередования нагрузок в микроцикле стоит в случае проведения в
течение дня двух и более тренировочных занятий, что характерно для современного
спорта в периоды особо интенсивной подготовки. Рационально спланированные
двухразовые занятия позволяют не только существенно увеличить суммарный объем
выполняемой работы без угрозы переутомления спортсменов, но и, главное, создать
условия для качественного выполнения тренировочных упражнений в соответствии с
требования эффективной методики совершенствования различных сторон
подготовленности.

Игнорирование
основных закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха, может
воспрепятствовать достижению результата, ожидаемого от интенсификации процесса
тренировки. Происходит это чаще всего в двух случаях. Во-первых, когда
нерационально чередуются занятия с различными по величине и направленности
нагрузками, что приводит к быстрому переутомлению спортсменов. Во-вторых, когда
направленность тренировочных занятий определяется без учета состояния организма
спортсмена и влияния на него предыдущих занятий. При этом занятие часто
проводится впустую, так как отсутствуют объективные предпосылки для проявления
и развития у спортсмена тех или иных качеств и способностей, стимуляции
соответствующих реакций адаптации.

Высокая
эффективность двухразовых занятий в течение дня наблюдается, если рациональным
образом сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий, а увеличение
общего количества занятий не сопровождается уменьшением количества занятий с
большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности (рис.
7).

Чередование занятий с различными по величине и направленности нагрузками в построении тренировочного процесса

Рис.
7. Структура ударного микро цикла при двух занятиях в течение дня: С — повышение
скоростных возможностей; Ан — повышение выносливости при работе анаэробного
характера; А повышение выносливости при работе аэробного характера; 1 — скоростные
возможности; 2 — выносливость при работе анаэробного характера; 3 — выносливость
при работе аэробного характера.

Выводы.

Проведение
двух занятий в день является доминирующей формой организации тренировочного
процесса при решении задач специальной подготовки квалифицированных
спортсменов. На отдельных этапах можно проводить три и даже четыре занятия в
течение дня. Однако трех- и тем более четырехразовые занятия могут
использоваться эпизодически, а увеличение количества занятий обусловлено не
столько стремлением к освоения большого суммарного объема дневной работы, что
также важно, сколько с дроблением этой работы на более мелкие порции с целью
создания оптимальных условий для стимуляции соответствующих адаптационных
реакций и совершенствования различных сторон подготовленности спортсмена.

Таким
образом, вся структура ударных микроциклов, со сложнейшим сочитанием в них
занятий с различними по величене и направленности нагрузками, которая может
быть дополнена восстановительными процедурами, направлена на оптимизацию
тренировочного процесса, стимуляцию адаптационных реакций в заданом
направлении.

Дальнейшие
исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем
чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками в
построении тренировочного процесса.

Список литературы

1.
Волков Н.И. Биохимия мышечной деятельности. — Киев: «Олимпийская
литература». — 2000. — С.

2.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280
с.

3.
Матвеев Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. — М.: Физкультура и
спорт, 1964. — 248 с.

4.
Мохан Р., Глессон Н., Гринхафф П.Л. Биохимия мышечной деятельности и физической
подготовки. — К.: Олимпийская литература, 2001. — 296 с.

5.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. — К.: Здоров’я, 1988. — 216 с.

6.
Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.:
Олимпийская литература, 1986. — 808 с.

7.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — К.: Олимпийская литература,
2004. — 288 с.

8.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте: Учебник
для студентов вузов физического воспитания и спорта. — К.: Олимпийская
литература, 1997. — С. 554-566.

9.
Яковлев Н.Н. Биохимия спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 288 с.

10.
Яковлев Н.Н. Значение нарушений гомеостаза для эффективности процесса
спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры, 1971, №2, с.23.

11. Bergstrom J., Hermansen L., Hu Itman E., Saltrin B. Diet, muscle
glycogen and physical performance // Acta physiol. scand. — 1967. N 71. — P.
140-150.

12. Bompa T.O. Periogizacao tloria e metodologia do treinamento. — Sao Paulo: Phorte Editora Ltd., 2002. — 424 p.

13. Friedrich W., Moeller H. Zum problem der Supercompensation //
Leistungssport, 1999, №5, s.52.

14. Fox E.L., Bower R.W., Foss M.L. The Physiological basis for
Exercise and Sport. — Madison, Dubuque: Brown and Denchmark, — 710 p.

15. Hegedus J. La ciencia del entrenamiento deportivo. — Buenos Aires: Stadium, 1992. — 521 p.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/

Добавить комментарий