Волюнтаризм Фридриха Ницше

Федеральное
агенство связи

Государственное
образовательное учреждение

Высшего
профессионального образования

«Сибирский
государственный университет Телекоммуникаций и информатики»

Кафедра
философии и истории

Реферат на тему:

“Волюнтаризм
Фридриха Ницше”.

Новосибирск 2010

Содержание

Введение

1. Личность Фридриха Ницше

2. «Воля к власти»- как основной мотив
общественной жизни

3. Концепция сверхчеловека

Заключение

Список литературы

Введение

Жизнь Ницше –
воплощение
самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная
первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то
исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ
век. Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокий душевный
недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную
кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской
гордыни.

Было бы справедливо отнести к нему слова великого
Толстого о Мопассане, о том Мопассане, которого Ницше столь любил и считал
столь родственным себе духовно: «Он дожил до того трагического момента
жизни, когда начиналась борьба между ложью, которая окружала его, и истиною,
которую он начинал сознавать. Начинались уже в нем приступы духовного
рождения… Если бы ему суждено было не умереть в муках рождения, а родится –
он бы дал великие поучительные произведения, но и то, что он дал нам в своем
процессе рождения, уже многое. Будем же благодарны этому сильному правдивому
человеку и за то, что он дал нам.»

Сразу возникает вопрос:
«Почему я выбрала эту тему? Что меня привлекло в ней? » Первое- это
любопытство. Мне захотелось узнать кто такой Ницше и в чём его
величественность. Я очень много слышала про него, что он был одним из
величественных философов XX
века и конечно, что он написал чудеснейшее произведение «Так говорил
Заратустра.» Ещё, мне хотелось изучить и понять его философию жизни, о том что
он думал, узнать, какой вклад внёс в философию. Так же мне бы хотелось узнать,
кто же такой этот сверхчеловек? И какова его миссия на земле, и для чего он
вообще нужен? Целью моего исследования является более подробное изучение
личности Фридриха Ницше и его философии, а именно — волюнтаризма.

В рамках достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 — охарактеризовать
личность Ницше;

 — разобраться, что же
такое волюнтаризм Ницше и его смысл.

1. Личность Фридриха
Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше
родился 15 октября 1844 года в семье пастора в Рекене близ Люцена. Ницше
получил очень религиозное воспитание. Он был серьезным уравновешенным
мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была
чрезвычайно требовательной и боязливой. Он был горд и твердо веровал в
благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. Он редко
принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С
раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой
мысли.

«Я пытался
отрицать всё, но, увы! Как легко разрушать и как трудно созидать!»

Учеба в школе, а затем
в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя удивительная тщательность и
аккуратность заставляли его засиживаться над тетрадями и учебниками до
полуночи. Но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно
музыка. После
окончания школы поступил на филологический факультет Боннского университета, а
с 1865 года продолжил учение в Лейпциге, куда последовал за своим учителем —
профессором филологии Ричлем. Занятия филологией вернули ему
чувство самоутверждения, в значительной мере потерянное за год обучения в
Бонне, где он постоянно разрывался между теологией, музыкой и филологией, не
решаясь остановиться на чем-нибудь одном. Именно в это время Идеи Шопенгауэра
оказались чрезвычайно близки собственным размышлениям Ницше. Его поразило
презрение философа к людям, с их мелочными заботами и своекорыстными интересами.
Бессмысленность этого существования, так ярко обрисованная Шопенгауэром,
привела Ницше к мысли о том, что искать смысл жизни человека в исполнении им
своего долга — напрасная трата сил и времени. Человек исполняет свой долг под
давлением внешних условий существования, и этим ничем не отличается от
животного, также действующего исключительно по обстоятельствам. Еще
до получения диплома 24-летнего Ницше пригласили занять кафедру. Ницше получил
место ординарного профессора классической филологии. Лейпцигский университет
дал ему докторскую степень без предварительного экзамена. Он также стал
преподавать греческий в третьем классе Базельского педагогиума, который
представлял нечто среднее между гимназией и университетом. Ницше имел огромное
влияние на учеников, обнаружив редкое умение привлекать к себе молодые умы.
Историк культуры Яков Бургхарт говорил, что Базель никогда еще не имел такого
учителя.

8 ноября 1868 г произошло знаменательное событие в жизни Ницше. Он познакомился со знаменитым композитором
Рихардом Вагнером. Кроме музыки, они сразу нашли еще одну, глубоко волновавшую
их тему философию Шопенгауэра. Ницше был очарован дружелюбием и живостью
Вагнера, первой поистине гениальной творческой личностью, встреченной им на
жизненном пути. Его ослепил не ореол славы Вагнера, а действительно независимое
мышление известного музыканта. Вагнер, как и Ницше, стремился к обновлению
немецкой культуры.

В 1870 году во время франко-прусской войны Ницше был
добровольным санитаром. Вскоре после этого у него начались периодические
приступы сильных головных болей. «Несколько раз спасенный от смерти у
самого ее порога и преследуемый страшными страданиями — так я живу изо дня в
день; каждый день имеет свою историю болезни». Этими словами Ницше
описывает в письме к одному приятелю страдания, которые он испытывал на
протяжении пятнадцати лет. В начале 1876 года из-за частых приступов он был
вынужден уйти из педагогиума. Ницше провел зиму 1876-1877 гг. в мягком климате
Сорренто, где жил в обществе нескольких друзей: из Рима приехала его давняя
приятельница Мальвида фон Мейзенбух (автор известных «Мемуаров
идеалистки»); из восточной Пруссии прибыл д-р Пауль Рэ, с которым Ницше
уже тогда соединяла крепкая дружба. Увы, пребывание на юге не облегчило
страданий. Ницше был вынужден окончательно бросить преподавательскую
деятельность. С 1879 года он оставил и профессуру. Вел, в основном,
отшельническую жизнь, чаще в Италии — в Генуе, частью — в Швейцарских горах, в
Энгадине, в маленькой деревушке Сильс-Мария. В 1888 год,
уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. Все ученики
покинули его: немецкие филологи объявили его «человеком, умершим для
науки». Погибший интеллект спасти было нельзя. Фридрих Ницше умер в
Веймаре, 25 августа 1900 г.

2.
«Воля
к власти»- как основной мотив общественной жизни

С
раннего детства Фридрих Ницше был погружен в христианское окружение, взрослея в
доме, полном набожных женщин, которые хвалили его за чтение Библии и работ протестантских
теологов. По причине очевидной набожности его даже прозвали «маленьким
пастором». Кто мог предвидеть, что этот благочестивый молодой человек вырастет
и станет наиболее яростным оппонентом христианства и автором книги с
провокационным названием «Антихрист»?

Хотя к
последующему разрыву с благочестивым воспитанием Ницше привел его собственный
безостановочный поиск знания, одной из первоначальных причин отказа от религии
было его случайное знакомство с трудами философа Артура Шопенгауэра. Будучи осенью
1865 г. студентом Лейпцигского университета, Ницше приобрел в букинистическом
магазине экземпляр работы Шопенгауэра «Мир как воля и представление». «Я не
знаю, что за демон прошептал мне: «Возьми эту книгу с собой», — писал он много
лет спустя, и знакомство с ней изменило его жизнь. «Придя домой, — продолжал
он, — я бросился в угол дивана со своим новым сокровищем и отдался очарованию
этой энергичной, трагически гениальной работы». Ницше столкнулся с
мировоззрением, о котором раньше и не подозревал — полностью атеистическим. И
впрямь, Ницше называл Шопенгауэра первым честным атеистом в современной
философии.

Произведения
Ницше распадаются на две группы, что в общих чертах соответствует двум этапам
развития взглядов их автора. Первая группа включает ранние работы, посвященные
проблемам предназначения человека и написанные под сильным влиянием
Шопенгауэра. Это «Происхождение трагедии из духа музыки» (1872),
«Несвоевременные размышления» (1874 — 1876), «Человеческое, слишком человеческое»
(1878 — 1880), «Вселенная наука». Во второй группе произведений намечен отказ от
идей Шопенгауэра в пользу «переоценки всех ценностей». Это работы «Как говорил
Заратустра» (1883 — 1886), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия
морали» (1887), «Антихрист» (1888), «Сумерки кумиров», «Ессе Номо» (1908 —
после смерти). В этих работах, насколько позволяет их афористичная литературная
форма, излагается философская концепция Ницше, центральное место занимают
понятия «воля к власти» и «сверхчеловека». В данной работе я буду рассматривать
его вторую, так называемую, группу произведений.

Корни волюнтаризма
содержатся в христианской догматике, учениях И. Канта, И.Г. Фихте, А.
Шопенгауэра, Ф. Ницше. Так, предпосылкой новейшего волюнтаризма явилось учение
Канта о преобладающем значении практического разума. Кант утверждает, что хотя
существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть,
практический разум требует постулировать свободу воли, в противном случае
нравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле
основу личности, а в волевой деятельности «Я» – абсолютный творческий принцип
бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте является
разумной по своей природе, источником осуществления нравственного начала. В
противоположность этому Шопенгауэр дает иррациональную трактовку воли, как
слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира, что и
характеризует его как философского пессимиста. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра
явились одним из источников философии Ницше. Волюнтаризм – это доминирование
воли человека над другими проявлениями духовной жизни, включая и мышление. То
есть волюнтаризм проявляется, как попытка произвольно решать возникающие
проблемы человека, общества, не считаясь с объективными законами природы,
общества, условиями бытия.

Рассматривая, подобно Шопенгауэру,
мир как продукт воли — первоосновы всего существующего, Ницше однако, заменил
шопенгауэровский монистический волюнтаризм, учение о единстве воли —
«плюрализмом» воль, — признанием множества конкурирующих, сталкивающихся в
смертельной борьбе «центров» сил. Верный
этой критической установке Ницше подвергает сомнению единство структурной
организации мира. Мир, согласно Ницше, не един, а значит, не есть бытие,
материя; в лучшем случае он является выражением дискретности воли. Воля
конструирует мир. Отсюда и свойства мира — движение, притяжение, отталкивания —
в механическом смысле — это те же «фикции», слова, не имеющие смысла, если к
ним не присоединена воля, намерение. И вообще, — говорит Ницше, — в мире нет
вещей: если устранить привносимые нами самими понятия — числа, деятельности,
движения, силы, — «то вещей не будет, а останутся динамические количества,
находящиеся в некотором отношении со всеми другими динамическими количествами».

Отрицание объективности движения и
развития привело Ницше к отрицанию самосовершенствования мира и человека.
Исходя из этого, он утверждает, что «виды представляют прогресс — это самое
неразумное утверждение в мире. До сих пор не удостоверено ни единым фактом, что
высшие организмы развивались из низших». За этим утверждением следует
обобщение, ради которого велась критика: «Первое положение: человек как вид не
прогрессирует. Правда, достигаются более высокие «типы» индивидов, но они не
сохраняются. Уровень вида не поднимается. Второе положение: человек как вид не
представляет прогресса в сравнении с какими-нибудь иными животными. Весь
животный и растительный мир не развивается от высшего к низшему».

Этот критический взгляд на
объективность мира, развитие мира и человека уравновешивается специфическим
пониманием функции воли, суть которой сводится к «аккумуляции силы». И в этом
пункте Ницше решительно заменяет шопенгауэровскую «волю к жизни» — «волей к
власти». Жизнь есть ни что иное, как «воля к власти». Этим рассуждением Ницше
предвосхищает дальнейшее развитие «философии жизни».

«Воля
к власти» — это основной мотив всех вопросов общественной жизни. Воля к
власти заложена сомой природой человеческого существования: власть мужчины над
женщиной, старого над молодым. Учение о воле имеет волюнтаристский характер и
выражается в понятии множественности воль, которые между собой могут
конкурировать и сталкиваться в «смертельной схватке» за господство
над духовными силами человека. Первоосновной всякого движения и развития Ф.
Ницше считает «ненасытное стремление к проявлению власти и применению
власти«. Действительность есть иллюзия и »выдумка» и здесь он
следует идеям иррационалистической философии А. Шопенгауэра. Единственно реально
существующим актом жизни является факт власти как проявления творческого
инстинкта.

«Воля
к власти» — это критерий значимости любого из явлений мира; именно в этой роли
она выступает как главный фактор в понимании предназначения человека.
Неудовлетворенный умиротворяющей перспективой шопенгауэровского рецепта
освобождения человека путем нравственного спасения, Ницше полагает, что свобода
должна быть утверждена по «эту» сторону мира, что у нее нет и не может быть
надындивидуального пространства. По Ницше, человек может утвердить свою свободу
только в одиноком противостоянии миру, преодолевая свое «человеческое» — мораль,
как колективно-эгоистический способ выживания не способных самостоятельно
бороться людей.

Ницше, таким образом, порывает с
пафосом шопенгауэровской философии, наделяющей мораль абсолютной мудростью.
Значимым становится все то, что «тождественно инстинкту роста власти,
накопления сил, упрямого существования»; другими словами, все то, что
способствует самоутверждению индивида в борьбе с коллективной организацией и
социальной зависимостью людей.

Способствует
ли познание как рациональная деятельность повышению «воли к власти»? Нет, —
говорит Ницше, — ибо доминирование интеллекта парализует «волю к власти»,
подменяя деятельность резонированием. Сострадание, как любовь
к
ближнему, «противоположно аффектам тонуса, повышающего энергию жизненного
чувства, — оно воздействует угнетающе … парализует закон развития — закон
селекции», и, следовательно, считает Ницше, его следует отбросить. «Воля к
власти» — основа «права сильного», а демократизм — как «способ выживания
слабых» — заслуживает ницшеанского негодования и презрения. «Право сильного» —
основа власти мужчины над женщиной; «женское» равенство в правах с мужчиной
есть показатель упадка и разложения, считает философ.

«Воля
к власти» — это право только сильного, обыденная же мораль подрывает эту
волю, она проповедует любовь к ближнему и сострадание. В книге «По ту
сторону добра и зла« он определяет мораль и понятия »добро и
зло» только как толкования ,которые основываются на неморальных ценностях,
на государственных интересах. Среди худших зол, пишет Ф. Ницше, есть зло
поклонения государству. Государство там, где есть толпа, где человек теряет
самого себя. «Бегите от идолопоклонства», призывает он. Идол толпы
плохо пахнет. Только там, где государство кончается, начинается
«полезный» человек. Но это уже слова Заратустры («Так говорил
Заратустра«), который видит в слепом поклонении идолам »тупость и
деградацию язычника».

3. Концепция
сверхчеловека

Действительно,
волюнтаризм, проповедуемый Ницше находит выражение в весьма категорических,
порой эпатирующих, выражениях немецкого философа: на первых же страницах
известного “Антихриста” мы читаем: “Слабые и неудачники должны погибнуть:
первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом. Что
вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым-
христианство.”[1] Воля,
побеждающая слабости, превосходящая и покоряющая волю к власти, а
следовательно, воля к жизни , должна превзойти христианский догматизм,
подавляющий эту волю. Воля и жизнь, таким образом оказываются для Ницше более
значимыми, чем мышление и знание. Философ жизни, он ставит власть, источник и
двигатель этой жизни, выше знания и мышления. Таким образом и истина, в
трактовке Ницше, является волей, властью, тем, что существует в качестве
жизненной силы.“Сама жизнь ценится мною ,как инстинкт роста, устойчивости,
накопления сил, власти.”[2] Сама
воля становится не статичной волей, но растущей, живой волей, вместе с тем,
оказывается предметом накопления. Воля всегда является недостаточной, воля
всегда существует как воля над волей, в качестве некоего роста. Такова
классическая трактовка волюнтаризма Ф. Ницше, данная Ж. Деррида.

Может показаться, что
такой сверхчеловек, убивший, превзошедший бога, в действительности достигает
этого сверхчеловеческого состояния путём подавления в себе всевозможных
слабостей и пороков и путём реализации своей воли, освобождённой от
христианских догм. Корректнее будет сказать, что Ницше не отрицает христианства
вообще, как и саму веру, но скорее, протестует против догматизма и подавления
воли.

Во многом он
возвращается к раннехристианской идее о том, что тело — есть творение Бога и
человек не может пренебрегать божественным творением. Тело является таким же
составляющим человека как и душа.

Понятие “жизнь” в “философии
жизни” призвано заменить понятие “бытиё”. Бытиё — это статическое состояние,
жизнь — это движение, становление. “Нет бытия, есть только становление”, —
заявлял Ницше. Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время
жизнь — это деятельность, созидание, творчество человека, его самовыражение,
позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Таким образом, жизнь — это
человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место,
становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как
есстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и
задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной
оценке.

Мораль Ницше — это
вечное противоборство двух классов. С давних пор рабы пытались отомстить
господам, навязать им свои принципы. Начало этому положила нагорная проповедь
Христа в “Ветхом завете”. По словам Ницше, “Аристократическое уравнение
ценностей (хороший=знатный= могучий=прекрасный=счастливый=любимый Богом) евреи
сумели с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку и держались за это
зубами бездонной ненависти бессилия. Именно только одни несчастные, бедные,
бессильные, низкие — хорошие, блаженны, благочестивы. … Зато вы, знатные и
могущественные, — злые, жестокие, похотливые, ненасытные, и вы навеки будете
несчастными, проклятыми и отверженными”. Почти цитируя нагорную проповедь,
Ницше пытается осудить христианскую мораль. Философ не пытается увидеть то, что
в изначальном христианстве немаловажное место занимали другие мотивы, мотивы
подчинения рабов господам (в земной жизни) и то, что христианство было
поставлено на службу господам. Лицемерную форму христианской морали, обещающей
людям блаженство в потустороннем мире ценой примирения с эксплуатацией в этом, он
воспринял как определяющий её сущность бунтарский гнев. Поэтому нужно
произвести “переоценку ценностей”: восстановить “мораль господ” и упразднить
результаты “восстания рабов в морали”.

 Однако
пессимистический лейтмотив философии Ницше логически направлен на определенный
идеал — прообраз освобожденного человека. Это «сильный человек», аристократ,
«добродетель, свободная от морали», ценность жизни которого совпадает с
максимальным уровнем «воли к власти». Это «сверхчеловек», тип которого Ницше
определяет следующим образом. Это люди: «которые проявляют себя по отношению
друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и
дружелюбными, — по отношению к внешнему миру, там, где начинается чужое; чужие,
они немногим лучше необузданных хищных зверей. Здесь они наслаждаются свободой
от всякого социального принуждения, они на диком просторе вознаграждают себя за
напряжение, созданное долгим умиротворением, которое обусловлено мирным
сожительством. Они возвращаются к невинной совести хищного зверя как
торжествующие чудовища, которые идут с ужасной сменой убийства, поджога,
насилия, погрома с гордостью и душевным равновесием… уверенные, что поэты
будут надолго теперь иметь тему для творчества и прославления. В основе всех
этих рас нельзя не увидеть хищного зверя, великолепную, жадно ищущую добычу и
победы белокурую бестию». Свой идеал «сверхчеловека» Ницше не сравнивает с
какой-либо человеческой расой или нацией, но он, не давая для этого никаких
рецептов, везде говорит о том, что «сверхчеловека» необходимо вырастить. Это
«полубожественное» существо превращается в основу ницшеанской философии. Иногда
Сверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда
кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея
делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того,
чтобы возбудить низшие слои человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная,
благотворная. Он тогда любил часто повторять изречения Шиллера : «Имей
смелость мечтать и лгать».

«Сверхчеловек»,
о котором рассуждает философ, придет как высший биологический тип человека,
взращенный «новой моралью». Новая мировая правящая раса должна будет
господствовать на земле. Ей противопоставляется стадо людей, которое само в
себе несёт инстинкт к самосохранению, реализующийся как против вырождающихся
(преступников), так и против «выдающихся над толпой». Только
«высшая раса» обладает чувством благородства,
«аристократичностью». Этого-то как раз и недостает современным
«господам» фабрикантам и торговым деятелям, сетует философ, чтобы
стать господствующей силой. Немецкий нацизм истолковал эти рассуждения философа
в соответствии со своей идиологией уничтожения «слабых» ради
расцвета «высшей расы», тем самым исказив его мысли, превратив Ницше
в человеконенавистника и пророка расизма. Но если внимательно отнестись к
трудам философа, то мы обратим внимание на гуманизм и миролюбие его идей. Ницше
резко выступает против стадности и подчинения личности толпе. Стадо как
людская масса готово только повиноваться, когда его вожак доказывает ему своё
право на господство «аристократической внешностью». Отсутствие
аристократизма провоцирует «массы» на мысль, что только случай и
счастье возвышает одного человека над другим.

Сверхчеловек — это не
вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер, не дуче, не каудильо, не
генеральный секретарь, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это
нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества,
олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился
сделать главным нравственным устремлением человечества.

«Сверхчеловек — смысл
земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!»

«Смотрите, я учу вас о
сверхчеловеке: он — эта молния, он — это безумие!»

«Человек — это канат,
натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.»

«В человеке важно то,
что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и
гибель.»

«Я хочу учить людей
смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из тёмной тучи,
называемой человеком.»[3]

Человек имеет цель
внутри себя; его цель – это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности
человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все
творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека –
Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при
условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни
будут править люди высшей расы – «хозяева», люди, представляющие
собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут
отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и
предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

ницше
волюнтаризм сверхчеловек

Заключение

Неудивительно, что
германо-фашистский “миф XX века” опирался на философию Ницше. Философ видел
прообразы сверхчеловека в римском, арабском, германском дворянстве, в
гомеровских героях, в скандинавских викингах. Идеалом, близким к сверхчеловеку,
были Цезарь, Макиавелли, Наполеон. Но возникновение сверхчеловека не
предполагалось быть связанным с какой-либо из существующий рас того времени.
Кроме того, он является членом какого-то класса не в силу своего рождения, а предназначен
к этому самой природой. Таким образом антибуржуазная философия Ницше находилась
в полном противоречии с идеологией и практикой фашизма. Ницше был против любых
форм проявления массового сознания, господствовавшего в Германии, его
сверхчеловек — гармонический человек, сочетающий в себе физическое
совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.

Никто, как Ницше, не
призывал с таким отчаянием к бегству в царство свободы интеллекта и никто с
такой силой не почувствовал, что наступающий век несет с собою нечто новое и
ужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее предсмертных конвульсиях родятся
тоталитарные режимы XX в.: национал-социализм в Германии и большевизм в России:

 «Грядет время,
когда будут вести борьбу за господство над землей — ее будут вести во имя
фундаментальных философских учений».

 Это предсказание Ницше
остается в силе. И пока оно будет оставаться в силе, идеям Фридриха Ницше
суждено быть не столько философским наследием, сколько ареной политических
битв.

 Будем
помнить, что философия Фридриха Ницше — это уникальный и всей жизнью
осуществленный эксперимент саморазрушения «твари» в человеке для самосозидания
в нем «творца», названного «сверхчеловеком».

Список литературы

1. История философии: Учеб. пособие для
вузов/ А.Н. Волкова, B.C.
Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. — М.:
«Издательство ПРИОР», 1997. — 464 с.

2. Фридрих Ницше «По ту
сторону добра и зла.»Избранные произведения. — М: «Сирин», 1990,
книга вторая. — 415с.

3. Фридрих Ницше «Антихрист» \ Собрание
сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. том 2- 525с.

4. Фридрих Ницше «Так говорил
Заратустра»-М:”Мартин”,2007-417 с.

5. http://www.nietzsche.ru/around/olshanski.php

6.
http://www.nietzsche.ru/


[1] Фридрих Ницше  «Антихрист» \
Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. том 2- 132с.

[2] Фридрих Ницше  «Антихрист» \
Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. том 2- 17с.

[3] Фридрих Ницше «Так говорил
Заратустра»-М:”Мартин”,2007-148с.

Добавить комментарий