| |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
| |ДИСЦИПЛИНА: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА |
| |ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. |
| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: |
| | |
| |ТЕМА: ВАРИАНТ II. |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: |
| | |
| |
| |
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Глава 1. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 3
1.1. РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА. ИХ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 3
1.2. РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА И ПЕРИКЛА, И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ
ДЕМОКРАТИЗАЦИИ АФИНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 4
1.3. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АППАРАТА (V-IV вв. до н.э.) 6
Глава 2. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 9
2.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПРАВА 9
2.2. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО В ГЕРМАНИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) 12
2.3. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО В АНГЛИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) 15
Глава 3. ФРАНЦУЗСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС 1804 г. (КОДЕКС НАПОЛЕОНА)
19
3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСА
19
3.2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО 20
3.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Глава 1. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА.
1.1. РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА. ИХ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Положение крестьян в Аттике VII-VI веков до н.э. было крайне тяжелым.
Главной бедой деревни было ростовщичество, которым занималась часть
эвпатридов. Они давали ссуды под залог земли. Если общинник не выплачивал
свой долг в срок, земля фактически переходила в собственность кредитора,
хотя юридически ей продолжал владеть должник. Оставшиеся без земли
крестьяне вынуждены были брать деньги под залог личной свободы. В случае
если долг не уплачивался вовремя, кредитор мог продать в рабство и
должника, и членов его семьи.
Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе
славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над
Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-
эпонимом. Своей задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение
политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и
самой крупной реформой Солона была сисахфия – «стряхивание бремени». Она
освобождала массу должников из рабства, тех же, что были проданы в рабство
за границу, государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу,
продажу несостоятельных должников в рабство.
Кроме того, Солон издает законы, ограничивающие землевладение, закон,
разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно.
Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли,
проводит денежную реформу.
Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч.
«тимэ» – имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который
стал определять политические права граждан.
Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли
пентаксиомедимны, то есть граждане, получавшие ежегодный доход в 500
медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна.
Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в
300 медимнов.
Оба этих класса получали право замещать все важнейшие
государственные должности, но архонтами и казначеями могли стать только
представителя первого класса.
Третий, самый многочисленный, класс составляли зевгиты — 200 медимнов
годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс – фетов.
Деление на имущественные разряды преследовало не только политические,
но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала обязанность военной
службы.
При Солоне вырастает роль народного собрания, в котором теперь могли
участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.
Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение в
народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от каждого
разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и на
власть ареопага.
Кроме того, феты могли быть избраны в созданный Солоном суд присяжных
– гелиэю, который был высшим судебным органом Афин.
Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в
«Сравнительных описаниях » пишет: «…Фаний Лесбоский рассказывает, что сам
Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он
пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых
обязательств». Ни демос, ни эвпатриды не были удовлетворены реформами.
Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению
тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509
году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически
настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно
подорвать господство родовой знати.
Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного
деления Аттики на три территориальных округа:
— город Афины и его пригороды;
— внутренняя центральная полоса;
— береговая полоса.
Каждый округ состоял из 10 триттий, 3 триттии , по одной от каждого
округа, составляли филу, и, таким образом, составлялись 10 фил. Такая
территориальная организация позволяла смешать население, разъединить роды,
а, следовательно, ослабить эвпатридов.
Триттии распадались на мелкие сельские единицы – демы, каждый из
которых являлся административной , военной и политической единицей. В
демах происходили выборы членов суда присяжных и в совет пятисот, который
пришел на смену прежнему совету четырехсот. В совет пятисот выбиралось по
50 человек от каждой филы.
Кроме того, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов, которые по
очереди выполняли функции главнокомандующих войсками.
Для предотвращения возможности установления тирании Клисфен ввел
процедуру остракизма, которая могла удалить из Афин сроком на 10 лет любого
гражданина, который, по мнению общества, мог представлять угрозу
гражданским свободам.
Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой
демократии. После Клисфена Афинское государство сделалось значительно
демократичнее, чем оно было, например, при Солоне.
1.2. РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА И ПЕРИКЛА, И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ
ДЕМОКРАТИЗАЦИИ АФИНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.
Изменение внешнеполитического положения Афин, их обнищание повлекли
за собой изменения в социально-политических отношениях.
Теперь на пути афинской демократии находился один ареопаг. Неписаная
афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного
собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время
знаменитых греко-персидских войн (492-479 гг. до н.э.) ареопагу удалось
увеличить свое значение. Между тем время не повлияло ни на его состав, ни
на его политическую линию. В 462 году до н.э. афинская демократия,
руководимая Эфиальтом, провела, наконец, закон о лишении ареопага всех
политических функций. Основные функции ареопага были переданы народному
собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые
судебные и религиозные функции.
Борьба была очень острой: глава аристократической партии, потерпевшей
поражение, отправился в изгнание, Эфиальт пал от руки своих противников.
Вскоре после этого демократическое движение возглавил Перикл.
Благодаря его энергии Афины одерживают крупные победы во внешней политике,
усиливая свое влияние.
Во внутренней политике также происходили изменения. В 457-456 годах
был изменен порядок избрания архонтов. Отныне эта должность стала доступной
для третьего и четвертого класса граждан – зевгитов и фетов. Несколько
позже были восстановлены суды по демам.
Борьба Афин со Спартой продолжалась с переменным успехом. Власть
демократов снова сменилась властью олигархии. Однако длительные войны
против Спарты все более ослабляли позиции олигархов. В результате в 433
году до н.э. вождь олигархов Фукидид был изгнан из Афин и во главе
государства на 15 лет становится Перикл.
В эти годы в городе окончательно складывается демократическая
конституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном,
продолжал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать
высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц
отныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом
продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.
Было установлено вознаграждение за исполнение государственных
должностей, что позволяло любому гражданину временно оставить свое ремесло
для полноценной службы отечеству.
При Перикле порядок государственного устройства являлся следующим:
верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась от двух
до четырех раз в месяц. Она обсуждала и принимала законы, решала вопросы
войны и мира, продовольственного снабжения, принимала отчеты должностных
лиц, осуществляла высший государственный контроль и рассматривала судебные
дела в последней инстанции. Право голоса в экклесии имели все граждане
Афин, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного
положения. Однако, в связи с тем, что участие в народном собрании не
оплачивалось, граждане, добывавшие себе на пропитание собственным трудом,
или проживавшие в отдаленных местностях, не могли позволить себе по
несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число
присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2-3 тысяч, в основной
своей массе – жителей Афин.
Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом
важном государственном органе – совете пятисот. В него входили десять,
избиравшихся по филам, пританий по пятьдесят человек в каждой. Каждая из
пританий по очереди в строго определенное время года осуществляла свои
функции. Совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и
мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом,
контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными
лицами. И все-таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное
обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким
образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.
Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии
десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней
политикой, финансами и т.д. Переизбрание в коллегию можно было производить
много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное
доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и
подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и
даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное
вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли
претендовать только обеспеченные граждане.
1.3. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АППАРАТА (V-IV вв. до н.э.)
По своей сущности Афинское государство являлось политической
организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и
повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой
демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались
равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми
перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание,
Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность
должностных лиц.
Народное собрание – верховный орган власти Афин. Оно собиралось
сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах
(неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано
чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания
была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным
вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их
деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное
положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению
просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке
остракизма из пределов государства.
В работе народного собрания могли участвовать только полноправные
афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в
народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его
деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в.
до н.э., за посещение собраний полагалось вознаграждение. Для решения даже
самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть
примерно 1/5 всех полноправных афинян.
Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний
каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных
лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого
месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных
лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан,
религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном
собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник.
Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы
– демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты
предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на
обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот,
который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по
законопроекту производилось поднятием руки.
Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности
законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на
незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с
обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме
того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те
предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.
Принятый народным собранием законопроект становился законом только в
том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти
территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались по жребию на один
год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы
управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами,
управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование
торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать
в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией
Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на
рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять
деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий),
состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли
обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета,
который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В
IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед
каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член
Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к
ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000
судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил.
Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет.
В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по
500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений
коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это
решалось жеребьевкой в день суда.
Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных
преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной
инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла
некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать
законопроекты, принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие
стадии:
а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке
законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский
гражданин;
б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача
по нему заключения для народного собрания;
в) принятие законопроекта народным собранием;
г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные
лица. Основные принципы замещения должностей – выборность, срочность,
возмездность, подотчетность и коллегиальность.
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым
голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в
должность все избранные подвергались особой проверке – докимассии, во время
которой выяснялись их право на занятие должности, политическая
благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать
должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение
обязанностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После
истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности
Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства
подавляющее большинство должностей было коллегиальным.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным
собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в.
до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами,
отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных
военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное
время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с
метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических
отношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме
того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских
преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных
заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер.
Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в
чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.
С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов.
После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов,
предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали
редко – при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке
должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с
расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным
делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал
вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных
преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее
функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными
с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-
фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700)
управляли государственным имуществом, ведали государственной казной,
наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на
рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и
т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые
судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса
он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного
собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных
преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов.
Разбой, кража и другие имущественные преступления – коллегией одиннадцати.
Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда
диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были
созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении,
в качестве суда выступало само народное собрание.
Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных
граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты
определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была
выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных
и определенное число всадников, сражавшихся, впрочем, в пешем строю. В
мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти
военное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на
границах. Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных границ
стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны
они стали использоваться и в военных действиях. К IV в. до н.э. в армии и
на флоте появились наемники. Полицейские функции осуществляли рабы –
токсоты (около 200 человек). Возложение полицейских функций на рабов
говорило об остроте противоречий между враждующими группировками
господствующего класса, не доверявшими друг другу. Немаловажную роль играло
и то, что выполнение полицейских функций представлялось свободному
афинянину неправомерным по отношению к согражданам.
Афинский государственный и военный аппарат был весьма многочисленным.
В V в. до н.э. он состоял из (имея в виду всех тех, кто получал жалованье):
6000 судей гелиэи, 1600 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей,
500 членов совета и т.д. – всего около 20 тысяч человек (при общей
численности полноправных граждан около 35 тыс.).
Афинский государственный строй V века до н.э. оставил важный след в
мировой истории, конкурируя с другими достижениями этого универсально
одаренного народа – искусством, архитектурой, философией, наукой. С началом
буржуазной эпохи в особенности принципы афинского политического устройства
стали орудием в борьбе с силами реакции. Что привлекало к ним идеологов
буржуазного Просвещения в их борьбе с абсолютизмом? В немногих словах на
этот вопрос можно ответить так: народоправство; выборность, коллегиальность
и подотчетность властей; суд присяжных.
Какого бы уважения ни заслуживала афинская демократия, мы не должны
забывать того, что, в конечном счете, это была демократия для немногих и
что держалась она на рабстве.
Глава 2. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
2.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПРАВА.
Феодальное государство представляет собой организацию класса
феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления
правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве
непосредственного преемника рабовладельческого государства (например,
Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный
результат возникновения и утверждения частной собственности, появления
классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и
славянских племен).
В основе производственных отношений феодализма лежит собственность
феодала на главное средство производства -землю и установление прямой
власти феодала над личностью крестьянина.
Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то
время само лицо общества, характер его социального и политического строя.
Для феодальной земельной собственности были характерны следующие
особенности: 1) ее иерархический характер; 2) сословный характер; 3)
ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например,
церковные земли, вообще были изъяты из гражданского Оборота.
Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального
общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того,
владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных
полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность
выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.
Сословное деление феодального общества, будучи выражением
фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением
особого юридического места для каждой группы населения.
Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в
отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей,
наделенные закрепленными законом привилегиями — правом собственности на
землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и
суде.
Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости
одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров,
другие — в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и
гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам
военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-
вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри
феодального государства.
Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная
республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов
Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального
государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:
1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.) — характерна для периода
становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов
группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период
складываются первые относительно крупные феодальные государства.
2. Вассально-сеньориальная монархия (Х-Х111 вв.) — в этот период
наблюдается расцвет феодального способа производства и господство
натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность,
сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и
организацию государственной власти на основе вассальных связей.
3. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.) — для этого
периода характерен процесс централизации государства и возникновения
королевской власти. Начало функционирования представительных органов
Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и
т.д.
4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) — характеризуется
сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе
законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием
большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата,
что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.
Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс
становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты
феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно
на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и
нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное
право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим
неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в
соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-
третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли
права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское
право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых,
огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко
превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был
партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства
и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.
Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной
Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По
своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов,
внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени
уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права,
особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и
пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.
«Рецепция» римского права. Среди основных причин рецепции необходимо
выделить следующие: 1) римское право давало готовые формулы для
юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного
хозяйства;
2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения,
обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть,
использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;
3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения
эпохи Возрождения к античному творческому наследству.
Изучение римского права начинается уже с XI века. Большую роль в этом
сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов
-комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХШ
в. юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс
(комментариев). С XIV века на первый план выходит школа постглоссаторов,
очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями
времени.
Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом
и развитием городов здесь появились собственные городские суды,
первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей
юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и
дворового права в городах. Городское право чаще всего излагалось в
письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо
городом. В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения
собственных граждан, записывалась и судебная практика. Большие города,
имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и
более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они
подчиняли своему влиянию другие менее развитые города. Так,
северогерманский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом
отношении городов. А влияние Магдебургского права (г. Магдебург) было
распространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон.
Специфической системой права в Средние века было каноническое право'.
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе
Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной
организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия,
была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура
феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими
аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.
Церковь выработала и свое право, которое получило название
канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях
церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке.
Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских
пап, носивших название конституций, булл и энциклик.
Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также
значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и
даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела,
связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь,
вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской
верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка
документов, ложная присяга, ростовщичество.
Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений,
право контроля за распределением имущества между законными наследниками и
исполнение завещаний.
Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с
еретиками и всяким инакомыслием.
2.2. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО В ГЕРМАНИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА).
Важной особенностью политического развития Германии является
постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность
вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические
условия развития Германского государства.
Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого
хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов
зачастую расходились.
Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как
внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих
политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов,
наделяла их разными привилегиями, как, например, Отгон 1, наделивший
церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы,
получив права владетельных князей, стали противниками укрепления
королевской власти.
Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и
противоборство с папской властью, хотя и завершилась принятием в 962 г.
Отгоном 1 титула императора и образованием «Священной римской империи
германской нации», но привела к еще большему ослаблению королевской власти.
Поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваться
новыми уступками феодальным магнатам.
Отрицательным фактором для единства страны было и то, что
императорская власть не сумела установить связь с городом, сделать его
опорой.
Кроме того, с середины Х века для Германии не существует и серьезной
внешней угрозы.
В результате с конца XI века в Германии утверждается принцип
избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была
закреплена «Золотой буллой», изданной в 1356 г. при императоре Карле IV.
Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов
(князей-избирателей), состав которой был четко определен. Сюда вошли:
маркграф Бранденбургский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский, король
Чехии и Богемии, архиепископы Кельнский, Майнцский и Трирский.
Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей.
Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное политическое
образование. Таким образом, императорская власть была лишь номинальной.
Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрстов.
Кроме императора существовало еще два общеимперских учреждения:
рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг состоял из трех курий: курии курфюрстов,
курии князей и свободных господ и курии городов. Все курии заседали и
работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: установление земского
мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира,
отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями,
изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага
проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от
позиции местных властей.
Учрежденный в 1495 г. имперский суд сыграл немаловажную роль в
рецепции римского права на территории Германии.
В рамках отдельных земель существовали сословные представительства
духовенства, дворянства и горожан — ландтаги. В некоторых землях в них
участвовали и представители свободного крестьянства.
Первоначально ландтаги выполняли, судебные функции, но затем стали
все активней вмешиваться и в государственные дела, особенно после
закрепления за собой практики утверждения налогов. Но к XVII веку значение
ландтагов падает, и в германских государствах утверждается новая
политическая модель — абсолютные монархии.
Наиболее крупными абсолютистскими государствами стали Австрия и
Пруссия.
Источники права. Основным источником права Германии, как и во Франции,
был обычай. В XIII веке предпринимаются попытки записей этих обычаев.
Наиболее известными из этих записей являются «Саксонское зерцало» и
«Швабское зерцало».
«Саксонское зерцало» состояло из двух частей: 1) земское право,
регулирующее гражданские, уголовные, процессуальные и государственно-
правовые отношения между свободными гражданами шеффенского сословия и
2) «ленное право», регулирующее отношения вассалитета между феодалами.
Оно использовалось в северных и северо-восточных землях Германии. «Швабское
зерцало», регулировавшее приблизительно те же вопросы, преобладало на юге
Германии.
Особенностью Германии была преобладающая роль римского права, которое
в 1495 году было признано основным источником права империи и
рецепциировано в полном объеме. Одним из результатов этой рецепции стало
создание кодексов уголовного, гражданского права.
Феодальные поземельные отношения в Германии, так же как и во Франции,
регулировались сложной иерархией вассальных связей. Особенностью
германского ленного права являлось то, что леном могли быть наделены сразу
двое, один человек получал лен во владение, другой право «ожидания», т.е.
право получения лена, если его владелец не оставит законного наследника.
В Германии существовали так же аллоды. Правом собственности на землю
обладали не только князья и графы, но и часть свободного крестьянства,
относившаяся к шеффенскому сословию.
Формы зависимого крестьянского держания в Германии были более
разнообразные. Лично свободные крестьяне (чиншевики) держали землю от
феодалов на условиях уплаты чинша в денежной или натуральной форме. Это
владение могло быть либо пожизненным, либо наследственным.
Крепостные находились в полной зависимости от феодалов, их можно было
отчуждать вместе с землей, они не могли вступать в брак без согласия
господина и т.д.
Распространение римского права привело к приравниванию чиншевого
землевладения к краткосрочной аренде, что ограничивало права крестьян на
владение и пользование землей, и позволяло феодалам увеличивать повинности.
Одновременно появляется такой институт собственности как собственность
с обременением, когда владелец земли получает возможность свободно
отчуждать землю, но всякий новый собственник обязан уплачивать часть дохода
с земли первоначальному собственнику, стоящему в начале цепочки.
Влияние римского права сказалось и на обязательственном праве
Германии. Все заключенные договора должны были носить письменную форму.
Семейное и наследственное право. Заключение брака и взаимоотношения
между супругами регулировались каноническим правом. Имущественные отношения
характеризовались общностью имущества, находившегося под управлением мужа.
Покупка невесты, согласно древнегерманскому обычаю, была заменена уплатой
отцу невесты покупной цены (виттум), которую отец передавал ей после
заключения брака. После заключения брака муж должен был дать жене и так
называемый «утренний дар». Виттум и «утренний дар» составляли впоследствии
вдовью долю. Жена не могла ничего отчуждать из своего имущества без
согласия мужа.
После смерти мужа жена получала свою «вдовью долю» и так называемую
женскую долю — домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.
По ленному праву лен переходил только к одному сыну, по земскому —
право наследования имели все сыновья. Преимущества наследования имели дети
мужского пола. Во многих землях дочери имели право только на проживание в
родительском доме и получение приданого.
Уголовное право и процесс. В период раннефеодальной монархии в
Германии устанавливается так называемое «кулачное право», санкционирующее
право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд. А
фактически — произвол права «сильного».
С XI века начинаются попытки установления «земского мира» и
ограничения «кулачного права». К нарушениям «земского мира» стали относить:
1) неподчинение церковным властям, 2) еретичество, 3) месть за обиды, 4)
незаконный сбор пошлин, 5) грабеж на большой дороге, 6)
фальшивомонетчество, 7) мятеж против империи и т.д.
Формально «кулачное право» было отменено в 1496 году постановлением о
«вечном земском мире».
Первоначально не существовало систематизированного перечня преступных
деяний, а все наказания можно было подразделить на: 1) тяжкие: смертная
казнь в различных формах, 2) членовредительские и телесные и 3) позорящие.
В 1532 г. при императоре Карле V было принято общегерманское уголовно-
процессуальное уложение, получившее наименование «Каролина».
«Каролина» предусматривает довольно многочисленный круг преступлений:
1) государственные (измена, мятеж, нарушения земского мира и др.); 2)
против религии (богохульство, колдовство и др.); 3) против личности
(убийство, отравление, клевета и др.); 4) против нравственности
(кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и
др.); 5) против собственности (кража, грабеж, поджог и т.д.); 6)
преступления против порядка отправления правосудия (лжесвидетельство,
лжеприсяга); 7) преступления против порядка торговли — обмер и обвес.
Каролина выделяет также покушение на преступление, соучастие
(подразделялось по соучастию до совершения преступления, во время
совершения преступления, после его совершения), неосторожность, необходимая
оборона и т.д.
В основу системы показаний в Каролине положен принцип устранения.
Предусматривались: 1) смертная казнь; 2) членовредительские и телесные
наказания; 3) позорящие наказания; 4) изгнание из страны; 5) штраф как
основное наказание и дополнительные (сопутствующие тюремным заключением,
терзание раскаленными щипцами, выставление у позорного столба, волочение к
месту казни и прочие).
Выделялись смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. К исключающим
вину относились отсутствие умысла, малолетний возраст (до 14 лет),
исполнение служебного долга. К отягчающим относились характер причиненного
вреда, преступления против особ высшего положения, повторное преступление
(рецидив).
Процесс по Каролине делился на две стадии: предварительное
расследование и судебное разбирательство.
Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а
обвиняемый — оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось
право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться
услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был
«возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки».
Обвинение было возможно и от лица государства судьей. В таких случаях
следствие велось по инициативе суда, и не было ограничено сроками. Для
получения признания применялась пытка. Свидетельские показания считались
полными, если были даны не менее чем двумя свидетелями.
2.3. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО В АНГЛИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА).
Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться на
базе разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В
течение 1Х-Х1 веков в Англии окончательно побеждают феодальные отношения.
Все крестьянство подвергается феодальной эксплуатации: свободное население
несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные
крестьяне в пользу феодалов, обладающих над ними судебной и личной властью.
Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати,
которая образует королевский совет — уантагемот (или «собрание мудрых»).
Именно уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его
согласия король не имел права ни издавать законы, .ни проводить какие-либо
важные государственные мероприятия.
Новый этап истории феодальной государственности связан с завоеванием
Англии в 1066 году норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем.
После норманнского завоевания в Англии было образовано
централизованное государство с сильной королевской властью. Королю
принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть
над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная
и военная власть.
При короле действовала так называемая Королевская курия —
совещательный орган из знати и приближенных короля. Высшими должностными
лицами были: маршал, командовавший войском, камерарий, управляющий землями
и имуществом короля, канцлер — руководитель королевской канцелярии,
юристиарий — первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия.
В начале XII века из Королевской курии выделяется специальный орган,
ведавший исключительно вопросами финансов — палата Шахматной доски.
Особенностью английского феодального государства был довольно ранний
отказ от войска, состоявшего из военных дружин вассалов. Наличие крупных
военных .формирований в условиях отсутствия внешней угрозы стало
представлять значительную угрозу Королевской власти. Английский король
Генрих II заменил для своих вассалов обязанность военной службы денежной
повинностью, так называемые «Щитовые деньги», что позволило ему создать
наемное войско. На случай внешней угрозы был предусмотрен созыв народного
ополчения, а всем свободным гражданам вменено в обязанность обладание
вооружением согласно своему имущественному положению.
Другим важным мероприятием, укрепившим роль королевской власти, стала
судебная реформа Генриха II. В ходе реформы из сеньориальной юрисдикции
были исключены все уголовные дела и значительная часть исков о земельной
собственности и ленном владении. Королевская курия стала постоянно
действующим верховным судебным органом. В XIII веке Королевская курия
разделяется на суд королевской скамьи, ведавший уголовными делами и
разбором апелляций, и суд общих тяжб, ведавший делами общего характера.
Одновременно вводятся институты разъездных судей и присяжных
обвинителей.
Деятельность разъездных судей, ставших выезжать на места для
рассмотрения дел и контроля над местной администрацией, содействовала не
только становлению единой судебной системы, но и «общего права».
Но сильная королевская власть и централизация управления создали
благоприятные условия для произвола и деспотизма и, как следствие,
возникновения движения за ограничение полномочий короля и его чиновников.
В начале XIII века Англия была втянута в войну с Францией,
требовавшей огромных расходов. Английский король Иоанн Безземельный,
практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы,
вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов,
поддержанных городами и частью крестьянства. Этот конфликт завершился
подписанием Великой Хартии Вольности (1215 г.).
Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы
баронов. Их феоды объявлялись свободно наследуемыми владениями,
ограничивались размеры рельефа, выплачиваемого при передаче феода по
наследству, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о
собственности из курии барона в королевскую курию. Ограничивался
королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями. Бароны
были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при: 1) выкупе короля из
плена, 2) при посвящении в рыцари его старшего сына и 3) при выдаче замуж
старшей дочери от первого брака.
В отношении других сословий Хартия подтверждала существующие
привилегии церкви и духовенства, в частности свободы выборов церковных
иерархов.
В отношении рыцарей Хартия не позволяла баронам брать со своих
вассалов никаких поборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий,
а также принуждать к выполнению повинностей больших, чем предусматривает
обычай.
Хартия подтвердила древние вольности Лондона и других городов, право
купцов, в том числе и иноземных, свободно выезжать из страны, вести
торговлю без каких-либо стеснений.
В отношении свободного крестьянства в Хартии было зафиксировано
обещание не обременять их непосильными налогами и штрафами.
Исключительно важным для экономики Англии было установление Хартией
единства мер и весов.
В целом содержание Великой Хартии Вольностей не выходило за рамки
феодальной эпохи. Тем не менее, ряд ее статей стал основой для дальнейшей
глубокой эволюции политического строя Англии. Это, прежде всего, статьи 12
и 14. Статья 12 утверждала право короля взимать налоги лишь после
утверждения их советом королевства, а статья 14 определила состав этого
совета — непосредственные вассалы короля (бароны, графы, епископы и т.п.) и
представители простого рыцарства в лице шерифов и бейлифов. Здесь
просматривается будущее средневекового английского парламента.
Статьи 39 и 40 говорили об аресте, заключении в тюрьму, лишении
владения, объявлении вне закона или изгнании лишь на основании суда равных
и согласно законам страны. И хотя эти статьи были обращены к
господствующему классу, налицо первые попытки утвердить неприкосновенность
личности.
Иоанн Безземельный, подписавший Хартию, тем не менее, не собирался ее
выполнять. Конфликт между королевской властью и ее подданными продолжался
при приемниках Иоанна. Во второй половине XIII века в результате этой
борьбы в Англии возникла сословно-представительная монархия.
Особенностью складывания сословно-представительной монархии в Англии
было то, что она ознаменовала собой политическую победу сословий над
королем.
Начавшаяся еще при Иоанне Безземельном борьба монархии и сословий
особой остроты достигла в середине XIII века. В 1258 году баронам удалось
навязать Генриху III принятие так называемых «Оксфордских провизий», по
которым контроль за королевской властью переходил в руки баронов. Между
королем и баронами началась гражданская война (1258 -1267 гг.). Лагерь
противников короля возглавил Симон де Монфор.
В 1264 г. королевская армия была разбита, а сам он попал в плен. В
1265 г. созывается парламент, который может считаться первым парламентом в
истории Англии, поскольку относительно полно представлял страну. В нем
заседало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от
каждого города.
Раскол в лагере сторонников Симона де Монфора позволил королевской
власти укрепить свои позиции. Однако как средство достижения компромисса
между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами в 1295 г. Эдуард 1
созывает парламент, получивший название «образцового». Кроме крупных
светских и духовных феодалов, приглашенных королем лично, в него вошло по 2
представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов.
В первой половине XIV века парламент стал делиться на верхнюю палату
лордов, где заседала феодальная знать, и нижнюю палату общин, где заседали
представители графств и городов.
Парламент Англии периода сословно-представительной монархии
постепенно закрепил за собой следующие полномочия: 1) утверждение порядка и
размеров налогообложения; 2) право законодательной инициативы,
постановление, принятие королем и обеими палатами парламента («Статуты»
становились высшим законодательным актом государства); 3) согласие на
объявление войны или заключение мира; 4) право «импичмента», т.е.
возбуждение судебного процесса перед палатой лордов против тех или иных
советников короля за злоупотребление ими своими обязанностями.
С начала XV века роль и значение английского парламента начинает
сокращаться. В Англии, как и других государствах Европы, начинает
складываться абсолютная монархия. Однако в отличие от континентальной
Европы английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить
его как «незавершенный».
Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал
существовать парламент. Во-вторых, в Англии продолжало существовать местное
самоуправление, и отсутствовала централизация и бюрократизация
государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было и крупной
постоянной армии.
Борьбу королевской власти против крупных феодалов и церкви
поддерживали «джентри» (новое дворянство) и буржуазия. Союз между джентри и
буржуазией позволил сохранить свое значение парламенту и местному
самоуправлению.
Однако реальная власть в этот период сосредоточилась в руках короля,
которую он осуществлял через подчиненные непосредственно ему органы
исполнительной и судебной власти. Сюда входили Тайный совет в составе лорд-
канцлера, лорда-казначея, лорда-адмирала и др., осуществлявший
непосредственное управление, и чрезвычайные судебные органы — Звездная
палата и Высокая комиссия.
Источники права. В раннефеодальных государствах, возникших на
территории Британии, основным источником права был обычай. В некоторых были
изданы сборники обычаев с включением норм, законодательно утвержденных
государственной властью. Это — Правда Этельберта, Правда Инэ, Законы Кнута.
После норманнского завоевания старые англосаксонские обычаи, носившие
местный, территориальный характер продолжали действовать. Но в дальнейшем
развитие английской правовой системы пошло по пути преодоления
партикуляризма и созданию общего права для всей страны. Особую роль в этом
процессе сыграли разъездные королевские судьи. При рассмотрении дел на
местах разъездные королевские судьи руководствовались не только
законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных
судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной
практики вырабатывали общие нормы права. Так постепенно из практики
королевских судов сложились единообразные нормы права, так называемое
«общее право». Начиная с XIII века в королевских судах стали составлять
протоколы судебных заседаний, «свитки тяжб», которые потом сменили сборники
судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип «общего
права»:
решение вышестоящего суда, записанное в «свитки тяжб», является
обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим
судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.
Начиная с XV века в Англии формируется так называемое «право
справедливости». В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушенных
прав в судах «общего права», он обращался к королю за «милостью» разрешить
его дело «по совести». С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера
(«суд справедливости»). Судопроизводство осуществлялось канцлером
единолично и в письменной форме. Формально канцлер не руководствовался
никакими нормами права, а лишь внутренним убеждением, вместе с тем при
вынесении решений он использовал принципы канонического и римского права.
«Право справедливости» дополняло общее право, восполняло его пробелы.
«Право справедливости» так же базировалось на принципе прецедента.
Источником английского феодального права являлись также статуты,
законодательные акты центральной власти. Совокупность законодательных актов
короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название
статутного права.
«Общее право», регулировавшее вопросы, связанные с феодальным
свободным держанием, выделяло два вида свободных держателей:
1)непосредственно от короля — баронии, которые предоставлялись «головным
держателям» и 2) свободные рыцарские держания от «головных держателей». И
те и другие в равной мере были вассалами короля.
С точки зрения правомочий собственника, «общее право» выделяло три
категории держателей:
1) Держание «фри-симпл» — которым можно владеть и распоряжаться, и
лишь при отсутствии наследников оно возвращалось сеньору как выморочное
имущество.
2) Условные земельные владения.
3) Заповедные держания — держания, которыми нельзя было распоряжаться,
и которые переходили по наследству только нисходящему родственнику, обычно
старшему сыну (принцип майората).
В Х11-Х111 вв. возникает институт доверительной собственности (траст),
по которому одно лицо передает имущество другому с тем, чтобы получатель,
сделавшись формально его собственником, управлял имуществом и использовал
его в интересах прежнего собственника или по его указанию.
Правовое положение крестьянского надела. Лично зависимые (крепостные)
крестьяне получили наименование вилланов. Виллан не мог иметь никакого
имущества, которое не принадлежало господину. За право пользования наделом
вилланы должны были нести различные повинности. Различались полные вилланы,
чьи повинности были не определены и устанавливались феодалом произвольно и
«неполные вилланы», чьи повинности были точно фиксированы, феодал не мог их
повысить или согнать с земли. Они имели право судиться со своим господином
в королевских судах.
Со временем возникает новая форма крестьянского землевладения
-копигольд. Копигольд — это крестьянское владение землей на основе обычая
феодального поместья (манор), предоставляемое крестьянину (копигольдеру)
путем выдачи ему выписки из протокола манориального суда, подтверждавшей
его право владения участком. По своей природе копигольд носил характер
наследственной аренды.
Существовали в Англии крестьянские земли, свободные от повинностей в
пользу феодалов, — фригольды.
Семейное право. Заключение брака и отношения между супругами
регулировались каноническим правом.
Имущественные отношения регулировались «общим правом». Приданое,
приносимое женой, поступало в распоряжение мужа. Он мог владеть и
пользоваться недвижимым имуществом жены и после смерти жены, если у них
были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти
возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела права заключать
договора, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа.
Наследование феодальных держателей происходило на основе майората.
Остальное имущество делилось на три части: 1/3 шла жене, 1/3 детям и 1/3
церкви.
Уголовное право и процесс. С XIII в. в Англии закрепилось деление на
три группы преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное
преступление) и мисдиминор (проступки).
Раньше всего выработалось понятие «фелония» — убийство, поджог,
изнасилование, разбой. Основным наказанием за фелонию была смертная казнь.
В XIV веке тризн стал разделяться на «великую измену» — покушение или
убийство короля или членов его семьи, изнасилование королевы, дочери
короля, жены сына короля, восстание против короля, подделка королевской
печати, монеты, ввоз в страну фальшивых денег, убийство канцлера, казначея,
королевского судьи — и «малую измену», какой считалось убийство слугой
господина, женой мужа, мирянином или клириком прелата.
За измену предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества.
Все остальные преступления относились к категории мисдиминор, наказание за
них не сопровождались смертной казнью.
В XIII-XIV вв. в Англии укрепляется суд присяжных, как при
рассмотрении уголовных, так и гражданских дел.
Глава 3. ФРАНЦУЗСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС 1804 г. (КОДЕКС НАПОЛЕОНА).
3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСА.
В 1804 году наполеон Бонапарт ввел в действие Гражданский кодекс
Франции (Кодекс Наполеона). В своих трех частях – лица, вещи, обязательства
– Кодекс 1804 года регулировал имущественные отношения буржуазной Франции.
В основе Кодекса лежало революционное законодательство. Но только в
основе: многое было просто отвергнуто (в особенности якобинское
законодательство), многое видоизменено.
Составной частью Кодекса явилось приспособленное к обстоятельствам
римское право (знатоком его был член комиссии по составлению кодекса
Порталис). Не меньшее место заняло в нем и старое французское обычное
право, право кутюмов (знатоком его был Тронше).
Авторы кодекса писали: «Мы произвели, если можно так выразиться,
примирение между писаным правом и обычаем во всех случаях, когда нам
оказывалось возможным примирить их определения или согласовать друг с
другом, не нанося удара общему делу. Полезно сохранять привычное, если оно
не является дурным».
Римское право оказало особенное влияние на самую структуру Кодекса
(заимствованную у «Институций»), на области вещного и обязательственного
права. Семейное и наследственное право Кодекса претерпело влияние обычного
права (особенно «Кутюмов г. Парижа»). В том, что касается личных прав
(формальное равенство), Кодекс держался, как легко понять, революционного
законодательства.
Несмотря на разнообразие своих источников, Кодекс Наполеона становится
образцовым сводом законов буржуазного общества, примером для подражания.
Много способствовали его славе язык, точный и ясный («норма французского
языка», по выражению Флобера), совершенная юридическая терминология и
техника.
Стоя выше всех существовавших в его время кодексов, уже благодаря
одному тому, что он признавал в принципе равенство граждан, Кодекс
Наполеона сделался сводом законов, легшим в основу кодификаций гражданского
права всех частей света.
Распространению Кодекса много способствовали завоевательные войны,
которые вела Франция при Наполеоне. В 1804 году кодекс вводится в Бельгии и
Пьемонте; в 1806 году — в Баварии и Лукке; в 1808-м – в Вестфалии и
Голландии; в 1809-м – на Сицилии; в 1810-м – в Бадене (Германия) и Польше.
Он оказывает сильнейшее влияние на гражданское законодательство в Латинской
Америке, Румынии, Греции, Швейцарии и т.д.
Наполеон говорил впоследствии, что ставит введение и распространение
Кодекса выше своих «сорока побед».
В то же время необходимо заметить (в опровержение распространенного
заблуждения), что сам Наполеон не принимал участия в составлении Кодекса.
Хотя, как он это обыкновенно делал со всеми своими служащими, активно
подстегивал работу комиссии. Несколько раз Наполеон председательствовал на
заседаниях Государственного совета, обсуждавшего готовый проект. Случалось,
что он поражал видавших виды юристов своей способностью схватывать сложные
проблемы цивилистики, выражать ясной формулой трудный предмет.
3.2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО.
Право собственности определяется в Кодексе Наполеона следующим
образом: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами
наиболее абсолютным образом с тем, чтобы пользование не являлось таким,
которое запрещено законом и регламентом».
Как легко видеть, Кодекс не говорит о «частной собственности», но
только о «собственности» вообще. Законодатель не различает (в том, что
касается общих определений права) право собственности на завод (на средства
производства вообще) и, например, одежду, домашний скарб. С точки зрения
Кодекса, все собственники.
Под пользованием имеется в виду извлечение приносимых вещью плодов.
«Распоряжение» прибавляет к этому право определять судьбу вещи: право
продать ее, заложить, подарить, уничтожить и пр.
Словами «наиболее абсолютным образом» Кодекс подчеркивает наименьшую
степень зависимости от чужого, постороннего влияния (совершенно
«неограниченного» права собственности в принципе нет: интересы
собственников сталкиваются, и право старается развести их как можно дальше
один от другого).
Наконец, в известных случаях может выступить наружу интерес всего
класса собственников – интерес государства. Отсюда упоминание о «законе и
регламенте».
Отчуждение собственности разрешается не иначе как «по причине
общественной пользы». При этом сам собственник имеет право на «справедливое
и предварительное вознаграждение».
Кодекс Наполеона делит всю совокупность «вещей» на две части: вещи
движимые и вещи недвижимые. Несомненное преобладание отдается последним и
раньше всего земельной собственности.
Собственнику земельного участка было отдано – и притом по трезвому
расчету – и то, что находилось под почвой (на любой глубине), и то, что
простиралось над ней (воздушное пространство.
Во всем этом был заключен определенный смысл. Право собственности на
воздушное пространство служило, например, основанием к тому, чтобы
насаждать деревья и возводить на участке сооружения. Право собственности на
недра земли, на ископаемые не нуждается в комментариях.
В исключение из общего правила Кодекс разрешил продавцу недвижимости
расторгнуть договор продажи, если оказывалось, что им недополучено 7/12
действительной стоимости вещи.
Не имеет большого значения, говорил Наполеон, как то или другое лицо
распоряжается несколькими бриллиантами или картинами, но судьба
территориальной собственности не может быть безразлична для общества.
Установленные Кодексом ограничения права собственности касались только
таких действий собственника, которые затрагивали интересы других.
Запрещалось, например, возводить сооружения, которые могли бы нанести ущерб
соседу.
К таким сооружениям может быть причислена плотина, если по причине ее
устройства остановилась мельница на нижележащем участке.
Очень скоро оказалось, что в первоначальный текст статьи о праве
земельной собственности должны быть внесены существенные коррективы. В 1810
году издается закон, согласно которому земельные недра могли
разрабатываться не иначе как по специальному разрешению правительства
(концессии). Собственник земельного участка оказался лишенным прав на то,
что «находится внизу». Сделано это было к несомненной выгоде
капиталистических предприятий, не желавших терпеть спекулятивного
взвинчивания цен на землю, как только в ней обнаруживались уголь или
металлы.
К выгоде той части капиталистов, чья собственность заключена главным
образом в движимостях (акции, товары, ценные металлы и пр.), Кодекс
Наполеона установил следующее, ставшее классическим, правило:
добросовестный владелец вещи считается ее собственником, если владение
публично и недвусмысленно.
Никакого другого основания для защиты такого рода владения не
требуется. Если найдется лицо, которое пожелает его оспорить со ссылкой на
недобросовестность, то именно оно, это лицо, должно недобросовестность
доказывать, ибо презюмируется правило – «добросовестность всегда
предполагается».
Предоставляя земельной собственности преимущественную защиту, Наполеон
упрочил и урегулировал условия, при которых крестьяне могли пользоваться
землей, доставшейся им в результате революции. Крестьяне зато отдавали ему
своих сыновей и, несмотря на все разочарования, перенесли свою преданность
императору на его ничтожного племянника.
Допуская образование товариществ с неограниченной личной
ответственностью участников по всем их долгам и обязательствам (в
особенности так называемых полных товариществ), французское
законодательство (особенно торговый кодекс 1807 года) проявляло недоверие к
акционерным компаниям.
Соответственно с тем Кодекс Наполеона не знает понятия «юридического
лица», то есть такого рода предприятия или организации, которые, будучи
объединением определенного числа физических лиц, обладают имуществом,
управляются и выступают во вне (в том числе, в суде) через представителя
(которым может быть любое уполномоченное лицо, в том числе платный
служащий).
Сказались подозрения, навеянные воспоминаниями о знаменитых аферах
XVII-XVIII вв., но еще больше неразвитость капиталистических отношений. Ни
Наполеон, ни его сотрудники, при всей их талантливости, не могли разглядеть
в акционерной компании основную форму крупного капиталистического
предприятия будущего времени.
В центре обязательственных отношений, урегулированных Кодексом
Наполеона, находится договор. Он определяется как соглашение, посредством
которого лицо или лица обязываются по отношению к другому или другим что-
либо дать (например, при купле-продаже), что-либо сделать (например, при
найме рабочей силы) или не делать чего-либо (воздержание от невыгодных
другой стороне действий, например от выпуска конкурирующей на рынке
продукции).
Главным условием действительности всякого соглашения признается
«согласие стороны, которая обязывается». Согласия нет, если оно было
результатом заблуждения, если оно исторгнуто силой или обманом.
На этом основании конструируется принцип «свободы договора»,
основополагающий для буржуазного права, особенно в первый период его
существования.
Запрещая физическое насилие, законодатель XIX века игнорирует – и при
том сознательно – насилие, которое один класс совершает в отношении
другого, насилие экономическое. Рабочий может уйти от предложений одного из
нанимателей, отказаться от условий, предлагаемых другими, но он не может
уйти от всего класса капиталистов и, в конце концов, примет навязанные ему
условия.
Законодатель запрещает обман, но он сознательно игнорирует тот простой
факт, что предположенное им равенство сторон в договоре есть (когда дело
касается рабочих и предпринимателей) формальное, а значит, ложное
равенство.
Основанная на формальном согласии сторон «свобода договора» ложна и во
многих других отношениях. Не говоря уже о той стороне дела, что в своей
массе договоры в той или иной степени предопределены данным состоянием
экономических связей, данным уровнем производства и обмена. В отношениях
между самими предпринимателями «свобода договора» представляет собой весьма
нередко юридическую фикцию, поскольку существует неравенство богатств,
зависимость одного предприятия от другого, борьба за кредит, конкуренция на
рынке и пр. Все это, однако, отступает на задний план перед бесправием
рабочего, перед циничным навязыванием ему условий труда на основе так
называемого свободного соглашения. При всем том свобода договора, будучи
крупнейшим завоеванием буржуазных революций, служила еще и той юридической
опорой в борьбе рабочего класса, которая позволила ему принудить нанимателя
к заключению коллективных договоров, немало послуживших удовлетворению
коренных интересов широких слоев трудящихся.
Французский кодекс держится принципа строгой исполнимости договора
независимо от условий. Договоры, законно заключенные, говорит он, имеют для
сторон силу закона.
Единственный случай, когда расторжение договора допустимо, — обоюдное
согласие сторон.
Война, стихийные бедствия, экономические потрясения и т.п. могли, по
общему правилу, повлечь за собой отсрочку исполнения, но не расторжение
договора.
3.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
В том, что касается семейного права, Кодекс 1804 года устанавливает
принцип светского брака (церковный не обязателен). Главой семьи является
муж. Он «оказывает жене покровительство», за что она должна платить
«послушанием». Жена обязана жить вместе с мужем и в том месте, какое
определит муж. Она не может вступать в договорные отношения и заявлять иски
в суде.
Даже в том случае, когда соответственно брачному договору имущество
супругов раздельно, жена не вправе что-либо отчуждать, закладывать или
дарить без согласия мужа. Единственной ее льготой является право составить
завещание.
Развод разрешался в точно определенных ситуациях: вследствие
злоупотреблений, грубого обращения или тяжелых обид, а также (что было
наибольшим достижением кодекса) из-за обоюдного упорного несогласия
супругов продолжать брачные отношения.
Последнее вызывало особую злобу католической реакции. По настоянию
церкви (до сих пор отрицающей развод для католиков) постановления о разводе
были исключены из кодекса.
Закон предоставлял мужу право требовать развода во всех случаях. Когда
он мог доказать «прелюбодеяние жены». Жена могла требовать развода по
причине прелюбодеяния мужа только в том случае, «если он держал свою
сожительницу в общем доме».
Это неравенство унизительно для женщины, но объясняется довольно
просто. Отцом ребенка, зачатого в браке, кодекс (за несущественным
исключением) признает мужа. Таким образом, всякий рожденный в браке ребенок
будет законным наследником отцовского (и материнского) имущества. Но
законодатель, следуя древнейшей традиции, тому интересу, благодаря которому
возник парный брак, желал, чтобы наследство доставалось детям, зачатым от
наследодателя. Прелюбодеяние мужа не имеет в этом случае значения, ибо
«поиски отцовства» (а значит, и алименты на содержание внебрачных детей) не
могут иметь места в судебном порядке. Закон их не знает. Только
«осквернение семейного очага», то есть нарушение принятых правил
добропорядочного поведения вынуждает законодателя согласиться с правом жены
потребовать развода.
Этой теме посвящен известный рассказ Г. Мопассана «Избавилась»:
молодая маркиза де Реннедон, желая развода, решает нанять горничную,
которой поручает соблазнить мужа (за плату, конечно). Та великолепно
справляется с поручением и по уговору с хозяйкой назначает время
прелюбодеяния… «Когда часы начали бить – трах, я настежь распахнула дверь…
Ха, ха, ха… роман в самом разгаре» и т.д. При этой сцене присутствуют,
разумеется, заранее приготовленные свидетели: папа молодой маркизы,
привратник и, разумеется, представитель так называемой полиции нравов.
Либеральная публицистика, равно как и юристы, подвергала неравенство
полов в разводе уничтожающей критике. И это сделало свое дело. В 1884 году
указанное выше ограничение было снято.
Развитие капиталистической промышленности, рост буржуазного
государственного аппарата и прочие подобные обстоятельства вызвали
потребность в женской рабочей силе (тем более что она хуже оплачивалась).
Неизбежным следствием стало улучшение правового положения женщины.
В 1907 году французский законодатель предоставляет женщине право
свободно распоряжаться заработком, включая право иметь личные сбережения.
Она стала распорядительницей своего движимого имущества, получила право
выступать в суде по спорам, связанным с ее имуществом. В случае спора между
супругами их доли в общих расходах стал определять суд.
В 1912 году в целях примирения судебной практики с действующим правом
была изменена ст. 340 Кодекса Наполеона, в своей первой редакции
запрещавшая поиски отцовства и соответственно с тем требование алиментов на
содержание внебрачных детей. Теперь такие требования стали допустимыми, но
при наличии известных условий. Ими признавались: обещание жениться; наличие
писем и т.п. документов, подтверждающих отцовство данного лица;
недвусмысленная явная связь между отцом и матерью внебрачного ребенка;
проявление заботы предполагаемого отца по отношению к ребенку и пр.
Кодекс Наполеона закрепляет буржуазный принцип единства наследственной
массы: ни один вид собственности не имеет привилегий перед другим.
Законными наследниками признаются раньше всего прямые нисходящие
(дети, внуки). Они исключают всех других. Затем, то есть при отсутствии
прямых нисходящих, идут боковые родственники (братья и сестры). Они делят
имущество с родителями наследодателя – и так далее вплоть до 12-й степени
родства.
В том, что касается завещаний, кодекс держится принципа «обязательного
наследования». При одном ребенке завещатель вправе свободно распорядиться
половиной имущества (другая половина при всех условиях остается ребенку),
при двух детях – одной третью, при трех – одной четвертой долей имущества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К.И., — М.:
Былина, 1995.
2. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М: Юристъ,
1996.
3. История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов
юридических вузов и факультетов. Часть 1, 2/ Под общ. ред. О. А. Жидкова
и Н. А. Крашенинниковой. – 2-е изд. — М: Издательская группа НОРМА –
ИНФРА-М, 1999.