О. Уайльд

Оскар Уайльд
(1854-1900)

Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую,
исполненную драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем
эстетизма, художественно-философского течения, получившего развитие в
Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили из принципа «искусства для
искусства», из того, что литературе нет смысла выполнять какую-то моральную
миссию, учить добру, справедливости, что она «безразлична» к проблемам
нравственности. Искусство призвано служить красоте, которая выше жизни.
Художник выражает лишь свои субъективные впечатления и противо-
Поставляет их реальности. Правда, далеко не всегда Уайльд
Следовал этим теориям.
Сын известного врача-ирландца, он учился в престижном
Оксфордском университете. Щедро художественно одаренный, вел жизнь
лондонского денди, светского льва, парадоксальные, остроумные суждения
которого были у всех на слуху. Дебютиро- вал как поэт и автор поэтичных,
лиричных сказок («Счастливый принц», «Соловей и роза», «Молодой король» и
др.), любимых детьми. Его эстетические теории нашли выражение в знамени-
том романе «Портрет Дориана Грея» (1890). В нем романист, прослеживая
взаимоотношения трех персонажей, красивого юноши Дориана Грея,
великосветского циника, искушенного в пороках лорда Генри и преданного
искусству художника Холуорда,
Не приемлет аморального гедонизма. На примере же чудесного превращения
портрета главного героя отстаивает излюблен- ный тезис о том, что искусство
выше жизни.
Как драматург Уайльд внес ощутимый вклад в обновление английского
театра второй половины 19 в. Он стимулировал смещение интереса от легкой
развлекательности к постановке более значимых жизненных проблем. В своих
комедиях — «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Как
важно быть серьезным» и, наверно, лучшей из них — «Идеальный муж» (она
долгое время с большим успехом шла во МХАТе)- Уайльд остроумно осмеивает
пустоту и фальшь светского общества, мещанскую викторианскую мораль. В
комедии «Идеальный муж» передана атмосфера практикуемых в свете шантажа,
интриг, сплетен, олицетворяемых авантюристской миссис Чивли. Но и герой,
Роберт Чильтерн, товарищ министра иностранных дел, джентльмен, гордящийся
незапятнанной репутацией, как выясняется, построил карьеру на том, что
продал государ — ственную тайну, что принесло ему богатство. Уайльд, также
как и другой великий ирландец, Бернард Шоу, — мастер парадоксов. Вот
некоторые из них: «Ничто так не старит, как счастье», «У женщин
удивительное чутье: они пронюхивают всё, кроме того, что всем известно»,
«Англичане не выносят людей, которые всегда правы, но очень любят тех,
которые сознаются в своей неправоте», «В Англии человек, который не говорит
на нравственные темы два раза в неделю перед большой безнрав —
ственной аудиторией, не может считаться серьезным политиком»,
«Любовь к себе — это начало длинного, продол — жающегося всю жизнь
романа».
Благополучная жизнь Уайльда была неожиданно прервана. Обвиненный в
аморальном поведении, он был судим и заключен в тюрьму, которая многое в
нем переменила. Теперь он утверждал: «Страдание — единственная истина;
никакая истина не сравниться со страданием». Переживания, связанные с
заключением, страшная сцена — увиденная им казнь заключенного, убившего
свою возлюбленную, — все это нашло отражение в его пронзительной,
исполненной неподдельного трагизма поэме «Баллада Редингской тюрьмы».

Добавить комментарий