Быт и нравы темного царства

Быт и нравы « темного царства »

Жестокие нравы , сударь ,
в
нашем городе , жестокие

А . Н . Островский .
А . Н . Островский очень современен как истинно талантливый художник .
Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества . Островский не
просто мастер драмы . Это очень чуткий писатель , любящий свой край , свой
народ , его историю . Его пьесы привлекают удивительной нравственной
чистотой , подлинной человечностью .
Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву
считается « Гроза » . Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу .
« Гроза была написана в 1859 году после путешествия Островского по
Волге . Эта поездка наполнила писателя новыми впечатлениями , дала ему
возможность ознакомиться с жизнью населения Верхней Волги . Позже , эти
впечатления отразились в передаче быта , нравов , общей атмосферы
провинциального города Калинова .
Городок стоит весь в зелени . Вид необыкновенный . Прямо душа радуется
! Казалось бы , все прекрасно , но это только на первый взгляд . Зритель
как бы воочию видит красоты русской природы . В сцене ночного гуляния , в
рассказах Катерины , это составляет поэтическую сторону жизни города
Калинова . Однако , рядом с поэзией , существует и другая , уродливая ,
отталкивающая сторона калиновской действительности . Она раскрывается в
оценках Кулигина , ощущается в рассказах персонажей , звучит в пророчествах
сумасшедшей барыни .
Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю , самодуры издеваются над
своими домочадцами , здесь все сведения о иных землях черпаются из
рассказов невежественных странниц . Писатель показал город вымышленный , но
он выглядит весьма достоверно . Он очень точно и живо воспроизводит
атмосферу патриархального купечества , от которого так и веет замшелостью ,
ограниченностью , дикостью , которому неведомо стремление к знаниям ,
интерес к наукам , к общественно — политическим и экономическим проблемам
Единственный во всем городе просвещенный человек , Кулигин , выглядит
в глазах жителей чудаком . Его совершенно бескорыстное желание принести
пользу не находит в у горожан ни капли сочувствия . Наивный , добрый ,
честный , он , по — моему , не противостоит калиновскому мирку , смиренно
сносит не только насмешки , но и явную грубость . Однако именно этому
безвольному существу автор поручает дать характеристику « темного царства
»
Создается впечатление , будто Калинов отгорожен от всего остального
мира высочайшим забором и живет какой — то особенной , замкнутой жизнью .
Островский сконцентрировал внимание на самом важном , показав убогость ,
дикость нравов русского патриархального быта . Я снова и снова задаю себе
вопрос , почему же здесь нет места ничему новому , свежему ? Наверно потому
, что вся эта жизнь только и держится на привычных , устаревших законах ,
которые , очевидно , совершенно нелепы . « Темное царство » цепко держится
за все старое , устоявшееся . А это , полагаю , страшный тормоз в развитии
. Это стояние на одном месте , застой . А застой возможен лишь тогда ,
когда он поддерживается людьми имеющими силу и власть . Таковыми и являются
Дикой с Кабановой .
Хотя Дикой и изображен всего лишь в 3х сценах , драматург создал
законченный образ . Его имя звучит даже в экспозиции . « Уж такого — то
ругателя , как у нас Савел Прокофьич , поискать еще ! » — говорит Шапкин .
Дикой типичный самодур , то есть человек , который действует сугубо по
своей прихоти , по собственному произволу , не считаясь с другими . И я
вполне согласен с Добролюбовым , что « самодур все силится доказать , что
ему никто не указ и что он захочет , то и сделает » . Дикой куражится над
племянником и над всеми своими домашними , но отступает перед теми , кто
может дать ему отпор . Он ругает всех , над кем чувствует свою силу , но
если кто — то обругает его самого , а он не сможет ответить , то тогда ,
держись все домашние ! На них то Дикой и сорвет всю свою злость . В такие
часы люди в доме Дикого прячутся по углам , только бы не попадаться на
глаза хозяину . Мне кажется , что причина такого отношения к людям — в
сознании своего превосходства , и еще , в полной безнаказанности . « Так ты
знай , что ты червяк . Захочу — помилую , захочу — раздавлю » , — говорит
Дикой . Совсем иначе он ведет себя с Кабановой , хотя и ей он по привычке
грубит : « Ты еще что тут ! Какого еще тут черта водяного ! » Однако та его
довольно быстро укротила . Именно у нее Дикой ищет успокоения навоевавшись
дома : « Разговори меня , чтобы у меня сердце прошло . Только ты одна во
всем городе умеешь меня разговорить . » Очевидно , что в Диком есть черты
присущие и народу в целом . На явления природы он смотрит с религиозных
позиций , считает , что громоотвод — это « суета » , а гроза нам в
наказание посылается . Дикой — не исключение для Калинова , а плод всего
уклада калиновской жизни . Он , в каком — то смысле , дитя своего города .
Но самое страшное , что такое отношение к домашним , да и всем бесправным
Калиновцам , воспринимается всеми как норма и никаких отклонений в этом не
усматривается .
Не лучше и Кабанова . Марфа Игнатьевна обладает сильным и властным
характером . Она тоже держит свех у себя в подчинении и постоянной боязни .
Однако Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре . Она то
прекрасно знает , что за жизнь предстоит Варе , когда та выйдет замуж ,
поэтому она охотно отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с
ней по — матерински ласково . Кабаниха — один из персонажей , которые
активно движут действие . Она считается с тем , что принято , чего требует
порядок , чтит традиции и ритуалы . По ее глубочайшему убеждению , жена
должна покоряться мужу , жить в страхе перед ним . И Тихона она вразумляет
, что Катерина должна его бояться . Кабанова не просто соблюдает
домостроевские нормы , но и борется за них . Марфа Игнатьевна окружила себя
невежественными странницами . Они необходимы ей как воздух , так как
поддерживают ее огромный авторитет , без которого она не мыслит своего
существования . И не зря Феклуша говорит : « Бла-алепие , милая , бла-
алепие ! Красота дивная ! Да что уж говорить! В обетованной земле живете .
» И что интересно : ни красота дивной природы , ни очаровательный вид на
Волгу , вызывают такой восторг . Она прославляет именно нравы города . В
образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека , каких было
много среди странников , а корыстную , невежественную , лживую натуру .
Вред таких людей несомненен . Странница много рассказывает о неведомых
землях , в которых неправедные порядки . А в Калинове , по ее мнению ,
жизнь очень хорошая . Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных целях ;
хочет чтобы ее вовремя отметили , выделили из числа других . Кроме того
Феклуша защищает интересы Кабаноой , а значит , и всего « темного царства »
.
Жители города Калинова неграмотны . Они верят во всякие небылицы ,
принимают грозу , обычное явление природы , за божью кару . А когда Кулигин
объясняет им это явление , люди просто не верят ему . Жизнь темного царства
течет своим чередом : что было вчера , будет и завтра . Их ничего не
волнует , ничто в мире не может нарушить мерного течения их жизни . И если
бы не забегающие в Калинов редкие слухи , они бы думали , что все в этом
мире живут так , как они .
В « Грозе » , по словам Гончарова , « улеглась картина национального
быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью » . в этом
качестве , пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству ,
царившим в дореформенной России .

Добавить комментарий