Этнополитические конфликты

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ

Этнополитические конфликты на территории России

Студент автодорожного факультета

ООСу – 01 (з)
Митяева Татьяна Владимировна
Преподаватель
Кочурова Ольга Геннадьевна

Пермь — 2002

План

1. Введение.
2. Конфликтология: Проблемы становления и развития.
3. Распад СССР. Противоречия и конфликты.
4. Межнациональные противоречия и конфликты на территории Пермской
области.
5. Заключение.
6. Используемая литература.

Введение

Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения.
Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества
между племенами, городами, странами, народами. Войны велись по поводу
территорий, ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические,
этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик К.
фон Клаузефиц, история мира – это история войн. И хотя подобное
высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем,
что роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем
существенны. Вооруженные конфликты уносили множество жизней, вели к разрухе
и голоду.
Современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на
земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию,
подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не
только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в конфликт, но и всем
живущим на земле.
Для России проблема урегулирования конфликтов мирными средствами важна
вдвойне: во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные
конфликты представляют для человеческой цивилизации, и, во-вторых, с точки
зрения непосредственных российских интересов. Многие вновь возникшие
вооруженные конфликты находятся в крайней близости от российских границ и
затрагивают нашу страну самым существенным образом. Они создают полосу
нестабильности и вызывают тревогу у русскоязычного населения, проживающего
на территории сопредельных государств. Огромный поток беженцев на
территорию России в случае развития вооруженных конфликтов в этих странах
может обернуться серьезной социальной и экономической проблемой для России.

Конфликтология:
Проблемы становления и развития.

События последних лет, связанные с неудачей социалистического
эксперимента, с глубоким кризисом российского общества, ростом социального
недовольства и напряженности, заставили исследователей вплотную заняться
изучением спонтанно возникающих конфликтов в общественной практике.
Возникла острая потребность в теоретическом знании, дающем отправные
представления о социальной природе конфликтов и их роли в общественном
развитии.
Анализ конфликтов возможен, во-первых при условии их рассмотрения в
контексте общественных отношений, позволяющем видеть реальную роль
конфликтов в функционировании всего общественного организма , во-вторых,
при условии преодолении одностороннего , узкого толкования конфликта, как
формы социальной патологии, как некого инородного элемента в жизни
общества.
Взгляд на конфликт как на закономерный момент развития общества позволяет
увидеть последствия его воздействия на общественную жизнь, а значит создает
необходимые предпосылки для принятия адекватных управленческих решений в
сложных ситуациях. Исходя из того, что общим для всех конфликтов является
несовпадение и столкновение интересов взаимодействующих групп,
основополагающим в процессе конфликтологических исследований должно быть
изучение интересов различных по социальному статусу групп, учет их
реального доступа к материальным и духовным благам, их возможности участия
в осуществлении власти и управления. Причем объективная информация должна
дополняться субъективной.
Очень важно своевременно выявлять и учитывать позиции взаимодействующих
сторон, особенно по тем вопросам, которые могут привести к столкновению.
Эти позиции могут быть более или менее категоричными, аморфными или четко
сформулированными. Неполная или неточная информация об истинных интересах
взаимодействующих сторон, их позициях и намерениях может усугубить
положение и обострить конфликт, изменить его характер .То же самое может
произойти и в случае неэтичного использования информации, тем более
сознательной дезинформации.
Поиск путей успешного разрешения конфликтов в условиях современного
российского общества требует учета того, что в России исторически
утвердилась «конфронтационная политическая культура», несущая в себе
нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим. Такая культура как бы
воспроизводится в различных структурах и институтах общества,
государственной власти, затрудняя переход от состояния противоборства
интересов к состоянию согласия и сотрудничества. Ныне достижение
компромисса объективно осложняется нестабильностью социально-политической
ситуации, противоборством законодательной и исполнительной ветвей власти,
отсутствием в обществе достаточно обоснованных представлений об оптимальном
политическом режиме в переходный период, о роли политической оппозиции,
которая часто воспринимается власть предержащими как некая помеха на пути
реформирования России.
Новые социальные группы, претендующие на социально-политическое
доминирование или просто утверждение себя в общественной жизни,
устанавливают новые нормы и границы взаимодействия, что само по себе может
стать источником конфликта. Новое меньшинство, которое постоянно растет
численно, все громче заявляет о своих претензиях не только на обладание
материальными благами, но и на политическую власть. Потеря социального
статуса в связи с безработицей или вынужденной миграцией , появление и
увеличение численности «социальных аутсайдеров» приводит к накоплению
недовольства в определенных регионах, где эти процессы идут наиболее
интенсивно, способствуют увеличению конфликтного потенциала.
В настоящее время определенное воздействие на общественные процессы
оказывает переход к рыночной экономике. Как влияют рыночные отношения,
утверждаемая ими система ценностей на взаимоотношения национальных
общностей и как состояние межнациональных отношений влияет на переход к
рынку – все это требует постоянного внимания исследователей и научного
анализа.
Исторический опыт свидетельствует, что рынок является, с одной стороны,
мощным средством экономической интеграции различных социальных общностей, в
том числе национальных, ибо он создает единое экономическое пространство,
взаимную заинтересованность в обмене результатами труда на основе купли и
продажи. С другой стороны, рыночные отношения предполагают формирование
конкурентной среды, где действует принцип выживания сильнейшего. В
условиях, когда определенные виды труда монополизированы людьми одной
национальности, возникает реальная опасность в случае складывания
кризисной ситуации значительного обострения межнациональных отношений.
Наиболее конфликтогенны в этой связи такие сферы занятости, как управление
и торговля. Будучи монополизированны какой-либо одной национальной группой,
они провоцируют недовольство других, воспринимающих подобную ситуацию как
социально неоправданную. Это объективно усиливает дезинтеграционные
тенденции в обществе, создает атмосферу взаимного недоверия и
неблагожелательности в межнациональных отношениях.
Как показывают результаты социологических исследований, факты вытеснения
представителей некоренной национальности из сферы управления наиболее
болезненно воспринимаются представителями национальных меньшинств и
нетитульных наций. Это относится и к русским и к русскоязычному населению,
проживающему на территории бывшего Союза. Последние, как отмечают
исследователи, не выражают активного стремления к самоорганизации и
отличаются относительно невысокой активностью в защите своих гражданских
прав и обеспечении безопасности.
Специфика сложившейся ситуации в России определяет характер политических
конфликтов, а отсутствие необходимого теоретического задела для
всестороннего анализа нынешнего состояния страны и выработки эффективных
мер по разрешению или предупреждению многочисленных конфликтов, серьезно
осложняет поиск путей к согласию в обществе. Поэтому можно предположить,
что важнейшим направлением научных поисков в ближайшее время будет
исследование развития конфликта между бюрократией, концентрирующей в своих
руках власть, и основной массой населения, за исключением некоторых новых
социальных групп, заинтересованных в действующем политическом режиме.
Проводимая под давлением сверху экономическая реформа входит в
противоречие с исконно русским менталитетом. Установка на личный успех,
индивидуализм противостоит таким исторически сформировавшимся российским
ценностям, как соборность, коллективизм. Большинство опрошенных в ходе
социологических исследований людей, до сих пор видят в государстве гаранта
их материального благополучия и социальной справедливости . Когда же
государство отказывается, или оказывается неспособным гарантировать
ожидаемое, оно вызывает недовольство, адресованное, в первую очередь,
государственному аппарату.
В дореволюционной России этнические проблемы были амортизированы с
помощью двух главных механизмов. Во-первых, губернская система управления
заранее лишала этносы политической субъектности. Во-вторых, отношения
личности и государства в этническом аспекте опосредовались принципом
вероисповедания. Наряду с общегражданской и сословной идентичностью
существовала конфессиональная (православный, католик, иудей и т.п.)
идентичность. Другое дело, что вероисповедание нередко воспринималось как
национальность, — например, по отношению к подданным Российской империи
«католик» почти всегда означало «поляк».
Российское государство приветствовало и поддерживало крещение иноверцев,
стимулируя формирование метаэтнического христианизированного русскоязычного
имперского пространства. Столь же усиленно поощрялся переход инославных
христиан (т.е. католиков и протестантов) в православие. Такие установки
дореволюционной империи позволили сложиться мнению, что этнический
компонент был привнесен в российское политическое сознание коммунистическим
режимом, а до него общество находилось в состоянии почти полной
этнополитической индифферентности. Об этом говорил А. Солженицин в своей
знаменитой статье «Как нам обустроить Россию», оговариваясь насчет
«прискорбного вопроса» — еврейского вопроса. Однако этнополитические
напряжения в Российской империи отнюдь не исчерпывались им.
В обиходном словоупотреблении инородцами назывались все российские
подданные неславянского происхождения. Но в строго юридическом смысле
государство относило к инородцам 13 этнических категорий. Татары и мордва,
например, не принадлежали к ним, равно как и латыши, литовцы, эстонцы.
Очевидно, чтобы этнос не попал в категорию инородцев, должен был сработать
один из двух критериев: цивилизованной близости (как с жителями западных
окраин империи) или исторической давности включения в Россию (как с
татарами).
Российская империя несла в себе Союз ССР. Так что коммунистический режим
в этой области не совершил особого насилия над историей и геополитикой.
Создание СССР стало этапом национально – государственного членения России
как империи. Непрестанная территориальная экспансия превратила Россию в
организм, ломавшийся под собственной тяжестью. В пространство,
стягивавшееся имперским центром, включались огромные фрагменты иных
культур, религий, жизненных стилей. Всю эту чересполосицу народов
объединяла общая принадлежность к традиционной (доиндустриальной,
«деревенской») цивилизации.
Реструктуированная империя приняла форму этнографической иерархии. По
Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 г. Государство складывалось из
национально-территориальных сообществ четырех уровней – союзных республик,
автономных республик, автономных областей и автономных округов. Сталин в
докладе, посвященном Конституции 1936 г., объявил, что в стране живут
«около шестидесяти» наций и народностей.
Выступая на словах за всестороннее развитие народов, Сталин в
практической политике стремился к «упрощению» национальной структуры
страны, к созданию сугубо централизованного, улитарного государства. Вместо
федерального союза с разделением полномочий между центром и республиками
утвердилась унитарная система с сверхцентрализацией управления, подавлявшая
малейшую самостоятельность, инициативу и предприимчивость населения
республик. В результате национальные интересы Российской Федерации и других
республик учитывались недостаточно, а подчас и попирались. Реальное
существование многих (особенно малых) народов игнорировалось. Их не
учитывали в переписях населения, они не были в высшем органе власти страны
– Верховном Совете СССР. Депортации в 1941 – 1944 г.г. немцев, калмыков,
карачаевцев, ингушей, чеченцев, крымских татар нанесли существенный ущерб
национальному развитию этих народов.
Двойственным и специфичным в сталинской системе было положение русского
народа. Народ, составлявший в первое послевоенное десятилетие почти 55%
населения страны и игравший ведущую роль во всех основных сферах ее жизни,
был по существу более бесправен, чем другие народы .В силу многих причин в
национальных районах РСФСР и страны на фоне быстрого роста национального
самосознания исподволь развивалась русофобия, а русский народ в свою
очередь утрачивал свою национальную самобытность к консолидации
национальных сил.
Свои специфические проблемы копились в годы сталинизма практически у всех
народов, входивших в Российскую Федерацию: у малых народов Севера, народов
Сибири, горцев Северного Кавказа, поволжских народов. Разные формы
советской национальной государственности (автономные республики, области,
округа) во многом носили формальный характер, мало чем отличались по
правовым возможностям от административных областей с русским населением.
Всевластные и частично республиканские министерства, исходя из своих
планов и собственной стратегии, навязывали их автономным образованиям, мало
считались с особенностями национальной культуры, наличием тех или иных
объективных условий.
В начале 30 годов были введены паспорта с обязательной регистрацией
этнической принадлежности. Это был первый этап навязывания этничности,
которая рассматривалась прежде всего в качестве социально-учетного
признака. Поскольку границы между союзными республиками не совпадали,
подобная регистрация часто противоречила национальному самоопределению
людей. Вопрос паспортной национальности нередко становился вопросом жизни и
смерти. В трагическом положении оказываются дети от смешанных браков и их
родители: им предлагается бесчеловечный выбор – либо отречься от
«нечистокровного» родителя или супруга, либо покинуть родину. Большое
количество беженцев из Закавказья – это именно смешанные семьи.
На территории России навязанная этничность играет с русскими злую шутку.
По результатам последней переписи населения количество русских (точнее, лиц
с паспортной национальностью «русский») сократилось на 10-15 млн. человек.
Дело в том , что на протяжении последних десятилетий представители
различных этносов, а так же дети от смешанных браков, в силу понятных
причин регистрировались как русские.

Распад СССР. Противоречия и конфликты.

8 декабря 1991 г., не дожив двух недель до своего 69-летия, в одночасье
распался СССР. Ушла в прошлое, расколовшись на полтора десятка кусков и
продолжая крошиться, последняя и едва ли не самая гигантская в истории
континентальная империя. Парадоксально, но факт : стоило чуть ослабнуть
центру, и идеология государственного строительства, позволившая семь с
лишним десятков лет назад повернуть вспять процесс крушения Российской
империи, собрать ее из новых кирпичей-блоков – национально-государственных
образований, скрепленных культурно-идеологическим цементом, — стала
взрывать здание изнутри, превратилась в идеологию государственного распада.
Первыми выпали самые свежие кирпичи в кладке – государства Балтии. Затем
стали вываливаться и другие блоки – республики Средней Азии. . Колосс,
однако, продолжал стоять, и все бы ему нипочем, если разлом не пошел бы
вглубь. Так называемые национально-государственные образования стали
обретать черты реальной государственности, которой на деле они прежде
никогда не обладали. Декоративный фасад стал трескаться, разваливая здание.
Никому прежде не мешавший в силу своей «невзаправдашности» национально-
территориальный принцип государственного устройства привел к неисчислимым
бедам. Театральная бутафория вдруг приобрела плоть, а вместо клюквенного
сока потекла настоящая кровь.
Сегодня создалась ситуация, когда самая многочисленная европейская нация
находится в состоянии социальной, духовной, нравственной ущемленности.
После развала Советского Союза в самом трудном положении оказался русский
народ. От конфронтации М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, сегодняшней острой
политической борьбы, от провалов и неудач в реформировании в первую очередь
и больше других страдает русский народ, составляющий 83% всего населения
страны. Процесс унижения России и русских продолжается и усиливается, что
чревато серьезными последствиями.
Обострение межнациональных противоречий в бывшем СССР и современной
России обусловлено причинами, которые имеют и глобальный характер и
национально-специфический, обусловленный многообразием конкретных условий и
факторов общественной жизнедеятельности.
Огромное значение в процессе становления государства имеет проблема
границ. Масштаб этой проблемы сейчас, когда одновременно десятки тысяч
километров административных границ были декларированы как государственные и
будут постепенно в таковые превращаться, трудно вообразим. На это должны
уйти многие годы, ведь требуются многочисленные взаимные согласования,
определения и введение режима границ и т.д. Это масштаб количественный.
Есть еще два момента качественных, неимоверно усложняющих работу. Это во-
первых национальный характер границ или, точнее, активно навязывание сейчас
национальное содержание их территориям. Все это происходит в условиях
чрезвычайно пестрого этнического расселения, в стране, где более чем у
сотни народов и народностей имеются «исконные» и благоприобретенные «свои»
территории, а за последние 500 лет еще и многочисленные «очаги
государственности», которые к тому же зачастую перекрываются. В условиях
низкого уровня политической культуры, ориентации в течение долгого времени
на силовые методы и решения сверху совмещение национальных конфликтов с
конфликтами территориальными, социально-групповыми, имущественными и др.
дает особо опасную смесь. Второй важнейший фактор – это крайне отягченная
наследственность в виде беспрестанно менявшихся в советское время состава и
границ политико-территориального и административного устройства всех
уровней. Все это происходит на фоне гигантской полиэтничности,
разноплеменности населения, причем разноплеменности как аборигенной, так и
переселенческой разного времени.
Территория страны, или, точнее, бывшей страны, а сейчас «единого
конфликтного пространства», далеко неравномерно охвачена территориально-
этническими конфликтами. И поскольку эти конфликты связаны с мозаичностью,
пестротой этнического расселения и подвижками-перекройками границ, логично
ожидать, что наиболее конфликтно-опасными являются ареалы с относительно
недавним или нарушенным национально- территориальным размежеванием.
Проблема национальных границ не может быть решена никакой демаркацией,
даже самой замечательной. Это проблема не формы, а содержания, не самой
линии границы , а того, что по одну и другую сторону от нее.
Есть ли какой-то выход из тупика, в который зашла огромная когда-то
страна, сейчас расколовшаяся на части и окруженная по всему своему
колоссальному периметру огнем внешних конфликтов, а по некоторым разломам –
конфликтов «внутренних»? Надо отказаться от попыток революционных
переустройств общества и идти , как и все человечество, нормальным,
постепенным эволюционным путем. Ни в коем случае не менять ни какие линии
границ, по добровольному обоюдному согласию сторон, не ломать границы, а
обживать их, приспосабливаться к ним в новых условиях, меняя при этом, и
активно, какие-то властные функции, структуры. Следует раз и навсегда
отказаться от деления народов на сорта и предоставить каждому право на
самоопределение. Не заворачивать винты крепче под лозунгами «неделимости» ,
а наоборот, выпустить пар в котле, понизить внутреннее давление в
обществе, в том числе и дав регионам суверенитет. Новый дом не построить,
не разобрав старого.
За годы советской власти все народы России получили возможность
приобщиться к современной культуре и получить образование. Этот позитивный
процесс породил ряд проблем и противоречий в формировании социально-
профессиональной структуры различных этносов. Все более прочно утверждалось
положение, согласно которому преимущества при поступлении в учебные
заведения стали получать представители коренного населения. В результате
рост студенчества в республиках сопровождался существенными изменениями в
его национальном составе.
Проблемы, возникающие в процессе формирования у различных народов
социальных групп, занятых преимущественно умственным трудом, находят
большой отклик в среде молодежи, которая особо чувствительна к любым
искажениям принципа социальной справедливости, особенно если это касается
сферы национальных отношений. Не имея опыта позитивных трудовых
межнациональных контактов, молодежь в условиях нарушения принципа
социальной справедливости в национальных отношениях может аккумулировать
негативные стереотипы представлений о других народах.
Противоречия во взаимодействии национальной и социальной структур в
центральных регионах России, ее южных регионах, имеют разные направления.
Однако есть противоречия в развитии социальной структуры, имеющие
общероссийское распространение. Это право на выбор и возможность его
реализации представителем любой этнической группы. На практике же сложилась
такая ситуация, что правом выбора привлекательных, престижных, выгодных
профессий пользуются преимущественно представители коренных национальностей
республик, регионов. В то же время в ряде мест социальная структура
национальных меньшинств отличается высокой долей занятых физическим трудом
и значительно более низкой долей (по сравнению с коренным населением)
занятых в управлении, науке, культуре, просвещении и т.д. В последнее время
своего рода дискриминация «мигрантов» усиливается в связи с введением
статуса государственных языков в республиках.
Изменения, происходящие в обществе, серьезно подрывают позиции
национальной и земляческой бюрократии, ставят под сомнение социальную роль
и компетентность групп национальной интеллигенции, получивших свой
социальный статус преимущественно по принадлежности к коренной
национальности. Занявшие удобную социальную нишу в системе межрегионального
разделения труда, эти социальные группы упорно борются не только за свое
выживание, но и приобретение функций власти. Формы этой борьбы весьма
разнообразны и связаны с социальной и национальной спецификой региона.
Попустительство и порой соучастие центральных инстанций способствовало
формированию в регионах «теневой» экономики и соответственно «теневой»
социальной структуры. Многомиллионное хищение и массовое взяточничество
породили мафиозные кланы по этническому и родовому признаку. Их поведение
создавало у людей искаженные понятия о морали и нравственности,
представления о вседозволенности и безнаказанности. На этой социальной
почве стали расти новые организованные преступные группы. Как
свидетельствует печать, в различных регионах была создана питательная среда
для дельцов, местных миллионеров. В результате сложилась отлаженная
иерархия организованной преступности. По свидетельству правоохранительных
органов, по национальному признаку в ряде мест сформировались сообщества
людей с различным социальным статусом, объединенных идеей преступного
промысла . Особую обеспокоенность вызывает сращивание этих иерархических
структур с государственным аппаратом.
К числу «теневых» или «несистемных» социальных иерархических структур
относится обычай обязательной взаимопомощи представителей родовой или
этнической общности в продвижении по службе, устройстве на «выгодную» или
престижную работу, поступление в вуз и т.д. Такая же этническая
взаимопомощь распространена и во многих структурах, связанных с «теневой»
экономикой. В преступные сообщества вовлекаются люди, принадлежащие к
определенным родовым или этническим группам. Причем обычаи и традиции
связывают родовых членов этих сообществ подчиняться их лидерам – «крестным
отцам» и «аксакалам».
Формирование описанных выше социальных структур и иерархий по
национальному или этническому признаку приводит к взрывоопасным ситуациям в
разных регионах России, накаляет межнациональные отношения, порождает
стойкие негативные национальные стереотипы и недоверие у людей разных
национальностей. Проблема борьбы с бюрократическими структурами, связанными
с организованной преступностью, выходит на одно из первых мест.
После распада СССР конфликты не обошли стороной и саму Россию. Она
столкнулась с необходимостью разрешения споров и противоречий между
центром, с одной стороны, областями и краями – с другой , а также между
субъектами федерации. Ряд из этих конфликтов вылились в вооруженные
столкновения и даже в военные действия, в частности, в Кавказском регионе.
Карабахский кризис явился огромной проблемой для России и в военном, и в
моральном, и в экономическом плане. С самого начала непросто стали
строиться отношения между союзными республиками СССР, ныне – независимыми
государствами. Между ними возникло немало острых конфликтных ситуаций, хотя
до силовых решений дело не доходило. Далеко не всегда субъекты , или
участники, конфликта – и прямые и косвенные – очевидны. Не случайно при
урегулировании конфликта зачастую возникает проблема, с кем начинать этот
процесс. Например, в конфликте в Нагорным Карабахе азербайджанская сторона
с самого начала рассматривала Армению ка непосредственного участника
конфликта и долгое время отказывалась вести переговоры с представителями
Нагорного Карабаха, не видя в нем самостоятельного субъекта. В свою
очередь, армянская сторона и Нагорный Карабах настаивали на полноправном
участии представителей Нагорного Карабаха в переговорах по урегулированию.
Касаясь этого судьбоносного для многих народов вопроса, А.И. Солженицын
пишет «Не забудем и как безответственно небрежна была советская прометка
границ… Да ведь в те годы считалось: это совсем не важно, где границы
проводились, еще немножко, вот-вот, и все нации сольются в одну.
Проницательный Ильич первый назвал вопрос границ «даже десятистепенным».
(Так Нагорный Карабах отрезали к Азербайджану, какая разница – куда, в тот
момент надо было угодить сердечному другу Советов – Турции). /Солженицын
А.И. Как нам обустроить Россию. Литературная газета. 1990.18 сентября/.
Выявление участников конфликта не сводится лишь к вопросу о том, с кем
вести переговоры по урегулированию конфликта. Оно имеет и более глубокие
основания, а именно, чьи интересы и потребности необходимо учитывать при
урегулировании конфликта.
Обычно конфликтные отношения являются продолжительными и нередко
окрашиваются в крайне враждебные тона. В случае кратковременного ухудшения
отношений разногласия, споры, инциденты, иногда весьма серьезные, зачастую
возникают даже между союзниками, но все же они не представляют реальной
угрозы для отношений сторон в целом. Выбор мирного пути их разрешения в
общем-то очевиден. Степень враждебности сторон, находящихся в конфликтных
отношениях, может быть различной. Различным может быть и то, какие сферы и
насколько полно охватывают подобными отношениями. Иногда конфликтные
отношения оказываются настолько значительными, что пронизывают все области
отношений между сторонами.
Права человека универсальны. Соблюдать эти права – обязанность любого
государства. Однако, что касается нашей страны, то не должно быть
противопоставления коллективных прав индивидуальным правам человека. В
странах Запада исторически оказались уничтоженными многие самобытные
этносы. Россия же, русский народ сохранили все живущие на огромной
территории этносы. В связи с этим в России остается актуальной проблема
защиты прав народов, в первую очередь малочисленных, и гарантии этих прав
наряду с гарантиями прав каждого человека.
В настоящее время сохраняется достаточно высокий уровень напряженности в
межнациональных отношениях. К счастью, не сбылись прогнозы относительно
новых «горячих» точек, узлов конфликтов в тех или иных регионах.
Национальная напряженность уступила первенство социальной напряженности
.Межэтническая напряженность растет и на личностном и на институциональном
уровнях. Вынужденная миграция русских не из ближнего уже зарубежья , а из
республик в составе РФ нарастает, достигнув десятков тысяч. К сожалению,
чужие ошибки никогда и ничему не учат. В этом убеждают командировки в зоны
межэтнических конфликтов бывших республик Союза, в частности Закавказья, а
так же в регионы Северного Кавказа. Вновь и вновь лидеры национальных
движений вовлекают тот агрессивный потенциал, который накопился в обществе
из-за экономической и социально-политической нестабильности. И этот
агрессивный потенциал прежде всего направляется в русло межэтнической
напряженности. По-прежнему этно- национальные отношения остаются сложными и
конфликтогенными. Множество национальных проблем порождено
противоречивостью двух изначально заложенных в основу государственного
устройства Российской Федерации принципов: национально – территориального и
административно – территориального. Причиной конфликтов является разделение
жителей республик на представителей так называемых «коренных» и
«некоренных» национальностей. Во многих регионах этнополитическая
обстановка осложняется из-за притока беженцев и вынужденных переселенцев.
Сохраняются определенные болевые точки межнациональных отношений, регионы
острых кризисных ситуаций (зона Северной Осетии и Ингушетии, Чечня),регионы
потенциальных острых кризисных ситуаций (Северный Кавказ в целом,
Краснодарский и Ставропольский края)

Межнациональные противоречия и конфликты на территории Пермской области

Урал всегда славился своим гостеприимством. Суксунский район занимает
особое место среди всех территорий Прикамья. Именно Суксунская земля
славится красотой природы и трудолюбием живущих на ней людей. В мире и
согласии уживаются в Суксунском районе татары и башкиры, грузины и
украинцы, русские и марийцы. История Суксуна не помнит каких- либо
этнических конфликтов между ними. В незапамятные времена советской
государственности на эту землю приезжали многие народы на заработки. Всем
хватало места на Суксунской земле, многие из приехавших осели в этих краях
на постоянное место жительства. Жителям Суксунского района с инородцами ,
прибывшими к ним с сиром и добром , делить нечего , всем хватит места и
тепла, лишь бы приезжие относились к суксунцам по-доброму, привозили с
собой мир и согласие.
Местная администрация всегда обращала особое внимание на межнациональные
отношения. Не оставалась в стороне и администрация области, оказывавшая
содействие действующей в районе «Программе поддержку и развития
национальных культур». Заместитель главы города Г. Собакина отмечала, что
работу по возрождению народных традиций в районе координируют три центра:
русский, татарский и марийский. Руководители Татаро-башкирского центра Ш.
Мухутдинов, Русского центра А. Булатова, Центра марийской культуры Л.
Николаева помогали администрации организовывать национальные праздники,
были частыми гостями на различных встречах активистов общественных
организаций в Прикамье и за его пределами. Летом в районе действовал
фольклорный лагерь, В местной газете «Новая жизнь» постоянно подчеркивалась
многонациональность района.
Вернувшись с общероссийского молодежного форума «Ассамблея районов
России» , делегат от района отмечала необходимость того, чтобы молодежь как
можно активнееe участвовала в создании молодежных объединений, справедливо
считающих, что самоопределение народа – это не право на замкнутость внутри
своих этнических групп , а возможность самовыражения , развитие своей
культуры в многонациональном обществе. В пример ставилась Удмуртия , где
очень много молодежных национальных объединений , направленных отнюдь не на
борьбу против «инородцев» , а проповедающих основы дружбы народов
многонациональной России.
Межнациональный мир в районе удавалолсь сохранять с 1992 года . Тот год ,
пишет «Новая жизнь» , памятнен всем жителям поселка. Конфликт тогда
разгорелся между коренными суксунцами и грузинами. Причиной эксцесса
называлась следующая: «…гости почувствовали себя вольготно , захотели
стать хозяевами жизни». К счастью , тогда все обошлось без тяжких
последствий, благоразумие посетило обе стороны.
А складывающаяся ситуация такова , что может повториться неприятное
прошлое.
По разным причинам прибыли на территорию Суксунского района жители
Чеченской республики , входящей в состав Российской Федерации. Суть не в
том , кто из них и зачем сюда приехал , где живет , в Суксуне или на селе.
Важно то , что все должны жить , как законопослушные и добропорядочные
граждане.
Толи возрождение национальной культуры не пошло впрок , то ли за тремя
национальными группами забыли об остальных , но в начале 2000 года перед
местными властями встал чеченский вопрос.
Поэтому , видимо , не случайно появилось заявление жителей поселка Суксун
, адресованное депутатам Земского собрания Суксунского района , под которым
стояло 50 подписей. В нем говорилось: «За 2000 год совершен ряд
противоправных действий лицами чеченской национальности…» , далее
приводились фамилии потерпевших , обратившихся в Суксунский РОВД , где им
было отказано в возбуждении уголовного дела.
В данном заявлении жалобы на постоянные разборки чеченцами в пьяном виде
в общественных местах , что угнетает жителей района и они обоснованно
опасаются за свое здоровье и жизнь. Выступившие от имени большинства
жителей заявители просят разобраться в сложившейся ситуации , в противном
случае не исключают возможности стихийных разборок и самосудов.
Газета «Новая жизнь предоставила слово заместителю начальника Суксунского
ОВД Сергею Сабурову. Он признает неслучайность того , что появилось это
заявление . Предполагается , что чашу терпения жителей поселка переполнила
трагическая гибель суксунца Тихомирова . Майор милиции приводит статистику
и разбирает конкретные случаи , показывая , что в каждом из них виновные
уходили от ответственности на вполне законных основаниях . Либо они
попадали под амнистию , либо привлекались к административной
ответственности , либо потерпевшие забирали свои заявления «в связи с
примирением» . Руководство РОВД заявляет , что полностью воспринимает
критику жителей Суксуна по поводу панибратского отношения некоторых
работников ГИБДД к правонарушителям – чеченцам и заявляет , что будет это
пресекать. Заместитель начальника Суксунской милиции призывает
представителей чеченской национальности уважать покой живущих рядом и
взаимно уважать друг друга . В этой ситуации особо важно найти решение ,
приемлимое для обеих сторон .

Средства массовой информации Прикамья постоянно знакомят жителей нашей
области с произошедшими межнациональными конфликтами, путями их
урегулирования, с планами областной администрации в области преодоления
возникших разногласий.

Климов А. Искусство возможного.//Пермские новости. 1999 г.-20 авг.
Чтобы и дальше проводить взвешенную политику в национальном вопросе,
администрация области совместно с рядом общественных национальных центров
разработала и внесла в областной парламент проект целевой комплексной
программы по гармонизации национальных и межнациональных отношений. Однако
на июльском заседании Законодательного Собрания едва не вышел конфуз.
Программу в первом чтении (т .е .в принципе) одобрили в третьем заходе.
Справедливые, в принципе, замечания отдельных депутатов по тем или иным
разделам программы и ее названию не привели к срыву итогового голосования.
Слава богу, у областных депутатов хватило ответственности не давать козырей
политическим экстремитстам. Сейчас необходимо найти и заложить в
соответствующие бюджеты финансовое обеспечение программы. Так как средств
этих много не предвидится, важно очень тонко расставить приоритеты, чтобы и
дело сделать, и никого не обидеть.

Корейский «Бухаль»//Губернские вести (Пермь) – 17.03.00.
В области создана региональная корейская национально-культурная
организация «Бухаль» (Возрождение). Среди уставных целей — возрождение
национального языка, самосознания, культуры и традиций. Члены организации
намерены способствовать укреплению дружбы между представителями разных
народов Прикамья.

Ширится «третий сектор»//Пермские новости. 14.07.00.
На днях в Перми состоялся семинар-совещание на тему «Мигранты и местное
общество6 толерантность во взаимоотношениях» Почему-то от участия в
совещании отстранились администрации областей, включая и нашу, Пермскую.
Между тем, как известно, Урал – мультинациональный регион. По словам
выступающих – там, где власти устраняются от решения проблем вынужденной
миграции, это ведет к дестабилизации обстановки и даже к откровенному
противостоянию «аборигенов» и «чужаков». Например, в Суксунском районе
Пермской области. Но есть и положительные примеры миграционных служб – в
Очере, Чайковском. Участники семинара приняли обращение к СМИ, в котором
выступили с конкретными предложениями и инициативами. В частности, по
улучшению информированности широкой общественности о проблемах мигрантов и
нейтрализации враждебного к ним отношения там, где это имеет место.
Выступили с идеей выработки реальных механизмов взаимодействия властных
структур с НГО во имя все той же благородной цели – помощи изгнанникам. И
обратились с призывом выработки в каждом регионе собственной программы
гармонизации межнациональных отношений, предусматривающих более активное
участие в ней НГО.

Горчаков А. Главное – не перегнуть//Звезда (Пермь) – 08.10.99.
Губернатор Пермской области Г. Игумнов комментирует : Об отношении к
политике правительства на Северном Кавказе: «Я поддерживаю идею создания
зоны безопасности. Главное сейчас – уничтожить боевиков. Надо больше
внимания уделять работе с чеченским населением на самом низком уровне, а не
навязывать им лидерство сверху». О высылке из Москвы лиц «кавказской
национальности» : «На мой взгляд, эта мера, мягко говоря, не адекватная.»

Определены перспективы //Рассвет (Народная газета Бардымского района) –
12.01.00. (Выступление зам. Главы администрации Назина С.Н. на съезде
учителей района.)
Законодательным собранием Пермской области в 1999 году утверждена
комплексная программа гармонизации национальных и межнациональных отношений
народов Прикамья на 1999 – 2003 г.г. Утверждено лишь 30 % средств от
потребностей, но программа позволяет решать некоторые проблемы национальных
отношений культуры, образования и СМИ. Район является методическим центром
для национальных учреждений образования Пермской области. Несмотря на
экономические трудности, реализация Закона РФ «Об образовании» и программа
стабилизации и развития образования Пермской области представила
возможности стабилизации и развития системы образования. Конституция РФ
гарантирует доступность 9 классов. Анализируются статьи проекта закона
Пермской области «Об образовании». Прослеживается проблема передачи
государственных полномочий местному самоуправлению. Отмечается
необходимость строительства новых школ в Пермской области.

Лучников А. Мы – русские! //Новый компаньон 16.03.99.
По данным ВЦИОМ, 43% взрослого населения РФ симпатизируют РНЕ… Между тем
Русская идея не имеет ничего общего с фашистскими бреднями, в самом слове
«русский» нет ни грамма национализма.

Соколовская Е. Ваххабиты в Перми. //Губернские вести – 1999г. 27 авг.
По мнению журналиста, в традиционно считавшейся стабильной Пермской
области, зреет серьезный конфессиональный конфликт с элементами
межнационального. Муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин в интервью
сообщил об угрозе ваххабизма в Перми. Это не конфликт между муфтием и
руководством одной из прикамских мечетей. Хузин не подтвердил, но и не
опроверг слухов о том, что в соборную мечеть не пускают татар и башкир,
прихожанами, стали в основном, азербайджанцы, в мечети можно купить
«травку», а в складах около нее хранятся наркотики и оружие.. Муфтий
считает, что руководство мечети провоцирует разговоры о невиновности
государства, о противостоянии властям.
По словам муфтия, он встречался с губернатором, просил помощи, спустя
месяц обратился в местные СМИ. Но решительных мер принято не было.
Существуют слухи, что у служителей мечети есть оружие, Муфтий считает, что
мечеть можно закрыть за ненадлежащее сохранение памятника архитектуры.
Руководители Пермской мечети ваххабитами себя не считают и намерены подать
в суд на муфтия за распространение порочащих или ложных сведений.

Май 2000 г.
Муфтият Пермской области продолжает создавать информационные поводы.
Один из сторонников муфтия М. Хузина Р. Хусаинов обратился с жалобой в
администрацию Ленинского района. Суть ее заключалась в том, что якобы
строительство медресе, начатое на днях его идейными противниками, ведется
незаконно, без необходимых разрешений и согласований. Соответствующие
службы Ленинской администрации проверили жалобу, и выяснилось, что все
необходимые документы на строительство оформлены в надлежащем порядке.
Муфтий М. Хузин, председатель Пермского Муфтията ЦДУМ России, обратился к
средствам массовой информации с заявлением, в котором, в частности
говорится: «Выражаем свою озабоченность появлением в Перми афиш с призывом
прийти на «концерт ради Аллаха и слушать слово об Аллахе». Данные афиши
изготовлены на татарском языке и призывают татаро – башкирское население на
религиозный концерт. В афишах не указаны организаторы мероприятия». По
словам муфтия, мусульмане умышленно вводятся в заблуждение, а такие
концерты являются преднамеренной провокацией, направленной на срыв
межконфессионального диалога, разжигание межнациональной розни и обострение
отношений с местными властями. М. Хузин обратился ко всем ветвям власти
принять меры по ограничению и запрещению деятельности нетрадиционных и
тоталитарных сект и движений на российской земле, а татаро – башкирское
население призвал не поддаваться на провокации организаций, прикрывающихся
именем Господа.
В поселке Октябрьский состоялся районный курултай башкир. На нем была
создана Октябрьская районная национально – культурная автономия башкир.
Новое национальное культурное образование, по словам заместителя главы
Октябрьской районной администрации В.Останина, должно способствовать
дальнейшему укреплению экономических, культурных связей с Республикой
Башкортостан, в частности, с граничащим Аскинским районом.

Хочется надеяться , что в Прикамье проявят готовность к сотрудничеству
, и достигнут согласия . Иначе конфликт в многонациональном районе может
привести к непредсказуемым последствиям . Опыт последних лет показывает ,
что очаги межнационального возгорания можно эффективно обезопасить, а тем
более потушить лишь целенаправленными, последовательными и терпеливыми
усилиями. И эти усилия должны опираться на специально разработанные для
этого меры и соответствующим образом организованные посреднические
структуры. Достижение целостностного представления о возможном (и
невозможном) риске участниками конфликта может помочь удержать конфликт в
разумных пределах или вовсе отказаться от конфликтных действий (ситуация:
игра не стоит свеч).
На методической основе теории ненасилия может быть сформулирована идея
примирения конфликтующих сторон. Будучи понятой и поддержанной большинством
участников конфликта, она способна оказать радикальное воздействие на
трансформацию менталитета воинственного в менталитет миролюбивый.
События последних лет в России делают необходимым проявлять постоянное
внимание к проблемам межнациональных (межэтничкских) конфликтов. Эти
конфликты многофакторны, вызваны, как правило, несколькими причинами
(внутренними или внешними по отношению к конфликтующим сторонам).
Собственно национальный (этнический) фактор не является ведущим и не играет
главенствующую роль. Последняя может оказаться за таким фактором, как
актуализация исторической памяти или территориальные претензии (проблема
границ). Подобного рода факторы или причины не только вызывают конфликт, но
и оказывают различное влияние на его интенсивность. Вычленить вес той или
иной причины важно для влияния на ход конфликта, его разрешения и для
предотвращения конфликта в экстремальных формах. А это предполагает
всестороннее изучение экономических, политических и других интересов
взаимодействующих этнических групп, выявление роли национальных элит в
выражении и отстаивании интересов.

Заключение

Я выбрала в качестве объекта обсуждения обстановку в нашей стране не
только потому, что это кровоточащая рана моей страны. Это еще и пример
упущенных возможностей, отсутствия серьезного научного анализа и
нерешительности центральной власти. Это пример всем народам, как опасны
иллюзии и сколь непрочна пленка цивилизации, лежащая на океане сдерживаемых
страстей. Принятая модель системы, которая именуется СНГ оказалась
нестабильной, поскольку все этнические трудности оказались перенесенными с
союзного уровня на республиканский.
Решение этнических конфликтов не лежит в сфере логики. Здесь властвуют
эмоции и особенности духовной жизни народов, а соображения прямой выгоды
чаще всего отсутствуют. Это трагическое несоответствие логики и эмоций
исключает возможность использования основанных на переговорной технологии
форм разрешения конфликтов. История развития человечества свидетельствует,
что все уровни его организации (семья, коллектив, государство, содружество
и т.п.) могут эффективно функционировать лишь при безусловном соблюдении
выработанных ими политико-правовых и нравственных норм. Центральное место в
их системе занимают принципы и нормы по защите прав человека, равноправие и
суверенитет народов, их право на свободное самоопределение, территориальная
целостность государств, которые не нарушают права человека и национальных
меньшинств, решение межгосударственных и межнациональных конфликтов
политическими, мирными средствами.
Неуклонное соблюдение этих принципов и норм составляет гарантию
прогрессивного развития каждой страны и всего человечества.

Используемая литература

1. М.М.Лебедева. Политическое урегулирование конфликтов.М.1999г.
2. А. Магомедов. Мистерия регионализма.М.2000г.
3. Ю.В. Чернявская. Психология национальной нетерпимости. Минск 1998г.
4. Полис. Политические исследования. Прогресс. М. 1996г.
5. ОНС. Общественные науки и современность. Наука М. 1999 г.
6. Социально-политический журнал. М.1999 г.
7. Политический альманах Прикамья. Пермь 2001 г.
8. Независимая газета. 18.02.1994 г.
9. Социологические исследования. 1993 г. № 3.
10. Звезда. Пермь. 08.10.99г.
11. Пермские новости. 20.08.99 г.
12. Губернские вести. Пермь. 17.03.00 г.
13. Пермские новости. 14.07.00 г.
14. Рассвет. Народная газета Бардымского района. 12.01.00 г.
15. Новый компаньон. 16.03.99 г.
16. Губернские вести. 27.08.99 г.
17.

.

Добавить комментарий