В любой школе, где не на словах, а на деле культивируется
инновационная направленность учебно-воспитательного
процесса, пытаются развивать проектно-исследовательскую
деятельность. Успех этой работы зависит от уровня понимания
ее места и роли в жизни конкретного образовательного
учреждения администрацией и педагогическим коллективом. Не
следует уменьшать значения таких весомых составляющих этого
востребованного сейчас направления, как:
- степень развития организационной культуры в заведении,
- наличие должного кадрового ресурса,
- грамотная постановка задач задействованных проектов,
- осознание свой роли в исследовании каждым участником проекта,
- понимание целей, ради которых затевался комплекс мероприятий в масштабах проекта,
- способности участников процесса сделать научно обоснованные выводы после его реализации.
В педагогической науке такие составляющие называются
условиями, при которых возможна успешная организация
проектно-исследовательской деятельности.
Проектный метод на просторах бывшего Советского Союза
сегодня очень популярен, он означает комплекс определенных
шагов на пути реализации определяющей цели. Пришел к нам из
США и представляет собой коллективную деятельность под
руководством педагога по разрешению какой-либо существенной
для данного круга детей или подростков проблемы. При этом,
четко определяют сроки реализации такой деятельности и
возможные механизмы, а также подбирают наиболее
оптимальные средства по выходу из создавшейся ситуации.
Все участники проекта ищут важную информацию по
обозначенной теме. Педагог вместе с учащимися вычленяет
значимые задачи и курирует процесс решения проблемы в
целом. От умелых действий руководителя проекта зависит
заинтересованность юных участников в постижении новой
информации, интенсивность совместной деятельности по
решению конкретных микрозадач и освоение ранее неизвестных
ребятам компетентностей – умения найти выход из ситуации, с
которой они никогда не сталкивались.
Постановка исскуственно созданных в условиях проекта задач способна приучить учащегося найти единственно правильный выход из всякой проблемы в реальной жизни.
Организацию проектно-исследовательской деятельности в школе современная наука склонна разделять на этапы.
1. В ходе методологического этапа выбирают предмет для исследования, определяют тему, разделяют ее на проблемные вопросы, формулируют цели и задачи проекта.
2. Содержательный этап включает в себя знакомство с имеющимся массивом информация по теме, а также составление черновика результатов исследования в форме презентации.
3. Рефлексивный этап предполагает формулировку начисто целей и задач проекта, утверждение его структуры и логического смысла.
4. Технический этап предназначен для оформления найденной информации в надлежащий вид – для наглядного его представления всем желающим.
5. Защита проекта венчает всю работу учащихся и педагога (нескольких педагогов) над разрешением обозначенной проблемы и обычно происходит на научно-практических конференциях.
В школах реализацией проектов занимается методический совет или инициативная группа педагогов, на которых соответствующим приказом по учреждению возлагается кураторство над проектно-исследовательской деятельностью.